Тема урока:
А.Н. Островский. «Снегурочка». Фольклорные истоки образа Снегурочки
Цель урока :
6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;
6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;
В пьесе – сказке «Снегурочка» А.И.Островский широко использовал материал народных сказок, поверий, обычаев, календарных обрядов, связанных с весной – светлым и радостным временем года.
Пьеса «Снегурочка» была навеяна историей - сказкой о девушке, слепленной из снега и растаявшей от яркого пламени костра, через который она прыгнула.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
А.Н.Островский в пьесе широко использует обрядовую мифологию.
Сюжет сказки «Снегурочка»представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде, в котором показаны три момента свадебного обряда – девичник, сватовство, день свадьбы.
- В пьесе – сказке встречаются пословицы и поговорки. Они придают речи героев выразительность, яркость, образность. Народная мудрость звучит в пословицах и поговорках, встречающихся в сказке.
- В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
- Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза.
- В русском фольклоре, в частности в сказках, мы встречаемся с девушкой Снегурушкой, однако никакими кровными узами с бородатым зимним божеством она не связана.
- В некоторых великорусских областях «снегуркой» называли снежную бабу.
- Эскизы к опере «Снегурочка» В.Васнецова
В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.
Палаты Берендея
Бирючи
Берендейки
В пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды.
Обряд 1. Масленица (проводы зимы) Ярилино празднество (победа Лета)
Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А. Н. Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. (Вдали крики: “Честная Масленица! ” “На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”)
2. Свадебный обряд. Девичник (Действие 1 Явление 6)
Пословицы:
Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.
Приятно ум чужой своим примерить, На меру взять и на вес;
Глупость мерить -напрасно труд терять.
Любезна мне игра ума и слова: Простая речь жестка.
Уборы красят красивых жен; высокие палаты Прикрасами красны, а речи - складом, Теченьем в лад и шуткой безобидной
- Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.
- Островский мотив гибели Снегурочки наполнил новым содержанием: Снегурочку губит не солнце, а любовь , которой она так жаждала. Сохрани она холодное сердце, гибель бы ей не грозила, Но жить бесчувственной она не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря
Схема композиции
Содержание частей композиции
1.Экспозиция
Знакомство с родителями Снегурочки
2.Завязка
Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен»
Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем
3.Развитие действия
Приобретение запретного качества – любви
Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев
4.Кульминация
5.Развязка