СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация А.Н. Островский Пьеса "Снегурочка" Образ Снегурочки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы увидите какие жанры устного народного творчества ввел в сказку Островский, обработав из литературно. Узнаете об истории главной героини из фольклорных источников, сопоставив ее с новым сюжетом, который придумал Александр Островский. Сможете определить особенности  художественного время и пространства  в произведении, познакомившись с легендой о Берендеях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация А.Н. Островский Пьеса "Снегурочка" Образ Снегурочки»

Тема урока:  А.Н. Островский. «Снегурочка». Фольклорные истоки образа Снегурочки Цель урока : 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

Тема урока:

А.Н. Островский. «Снегурочка». Фольклорные истоки образа Снегурочки

Цель урока :

6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста;

6.2.6.1 анализировать художественное пространство и время и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах;

В пьесе – сказке «Снегурочка» А.И.Островский широко использовал материал народных сказок, поверий, обычаев, календарных обрядов, связанных с весной – светлым и радостным временем года. Пьеса «Снегурочка» была навеяна историей - сказкой о девушке, слепленной из снега и растаявшей от яркого пламени костра, через который она прыгнула.  Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В пьесе – сказке «Снегурочка» А.И.Островский широко использовал материал народных сказок, поверий, обычаев, календарных обрядов, связанных с весной – светлым и радостным временем года.

Пьеса «Снегурочка» была навеяна историей - сказкой о девушке, слепленной из снега и растаявшей от яркого пламени костра, через который она прыгнула.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

А.Н.Островский в пьесе широко использует обрядовую мифологию. Сюжет сказки «Снегурочка»представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде, в котором показаны три момента свадебного обряда – девичник, сватовство, день свадьбы.

А.Н.Островский в пьесе широко использует обрядовую мифологию.

Сюжет сказки «Снегурочка»представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде, в котором показаны три момента свадебного обряда – девичник, сватовство, день свадьбы.

В пьесе – сказке встречаются пословицы и поговорки. Они придают речи героев выразительность, яркость, образность. Народная мудрость звучит в пословицах и поговорках, встречающихся в сказке.
  • В пьесе – сказке встречаются пословицы и поговорки. Они придают речи героев выразительность, яркость, образность. Народная мудрость звучит в пословицах и поговорках, встречающихся в сказке.
Пьеса «Снегурочка» В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
  • Пьеса «Снегурочка»
  • В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
Родственные связи Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза. В русском фольклоре, в частности в сказках, мы встречаемся с девушкой Снегурушкой, однако никакими кровными узами с бородатым зимним божеством она не связана.   В некоторых великорусских областях «снегуркой» называли снежную бабу.
  • Родственные связи
  • Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза.
  • В русском фольклоре, в частности в сказках, мы встречаемся с девушкой Снегурушкой, однако никакими кровными узами с бородатым зимним божеством она не связана.
  •   В некоторых великорусских областях «снегуркой» называли снежную бабу.
Эскизы к опере «Снегурочка» В.Васнецова
  • Эскизы к опере «Снегурочка» В.Васнецова
В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.   Палаты Берендея Бирючи Берендейки

В образе царя Берендея воплотились идеалы автора о мудром правителе.

Палаты Берендея

Бирючи

Берендейки

В пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды.  Обряд 1. Масленица (проводы зимы) Ярилино празднество (победа Лета)  Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А. Н. Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. (Вдали крики: “Честная Масленица! ” “На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”)  2. Свадебный обряд.  Девичник (Действие 1 Явление 6)   Пословицы: Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры. Приятно ум чужой своим примерить, На меру взять и на вес;   Глупость мерить -напрасно труд терять. Любезна мне игра ума и слова: Простая речь жестка.   Уборы красят красивых жен; высокие палаты Прикрасами красны, а речи - складом, Теченьем в лад и шуткой безобидной

В пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. 

Обряд 1. Масленица (проводы зимы) Ярилино празднество (победа Лета) 

Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А. Н. Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. (Вдали крики: “Честная Масленица! ” “На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”) 

2. Свадебный обряд.  Девичник (Действие 1 Явление 6)

  Пословицы:

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Приятно ум чужой своим примерить, На меру взять и на вес;

  Глупость мерить -напрасно труд терять.

Любезна мне игра ума и слова: Простая речь жестка.

  Уборы красят красивых жен; высокие палаты Прикрасами красны, а речи - складом, Теченьем в лад и шуткой безобидной

Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский мотив гибели Снегурочки наполнил новым содержанием: Снегурочку губит не солнце, а любовь , которой она так жаждала. Сохрани она холодное сердце, гибель бы ей не грозила, Но жить бесчувственной она не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря
  • Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.
  • Островский мотив гибели Снегурочки наполнил новым содержанием: Снегурочку губит не солнце, а любовь , которой она так жаждала. Сохрани она холодное сердце, гибель бы ей не грозила, Но жить бесчувственной она не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря
Схема композиции  Содержание частей композиции 1.Экспозиция  Знакомство с родителями Снегурочки 2.Завязка Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем 3.Развитие действия Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев 4.Кульминация 5.Развязка

Схема композиции

Содержание частей композиции

1.Экспозиция

Знакомство с родителями Снегурочки

2.Завязка

Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен»

Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем

3.Развитие действия

Приобретение запретного качества – любви

Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев

4.Кульминация

5.Развязка