Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.Н. Островский - создатель русского национального театра"»
А.Н.Островский - создатель русского национального театра
Этапы биографии и творчества
1823 – 1886
Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому
Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита.
А.Н.Островский «Автобиографическая записка», 1884 г.
За 40 лет творчества Островским создано около 50 пьес.
Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений.
Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть.
Основные объекты изображения:
- купечество («Свои люди – сочтемся»),
- чиновничество («Доходное место»),
- дворянство («Лес»),
- актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»),
- учительство («В чужом пиру похмелье»),
- студенчество («Трудовой хлеб»),
- крестьянство («Воспитанница», «Воевода»).
Все творчество Островского можно разделить на 3 этапа.
В ранний период творчества (1847-1851) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. К этому периоду относятся пьесы «Свои люди - сочтёмся», «Утро молодого человека», «Бедная невеста» и др.
Второй период творчества Островского (1852-1855) прошёл под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде ещё сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
В предреформенный период ( 1856 - 1860 ) сфера охвата действительности у Островского расширяется. В неё попадают мир дворянской усадьбы, жизнь чиновничества, купечества, «маленького человека» («В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница»).
Центральное место в творчестве этого периода принадлежит, бесспорно, «Грозе» .
- Основной метод – реализм.
- Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы («Город Калинов и его обитатели»).
- Самобытные черты реализма Островского.
- Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).
- Островский использует традиции фольклора при создании образов Катерины, Кулигина, Кудряша.
- Речь персонажей изобилует просторечиями.
- Использует символы: гроза, громоотвод.
- История создания драмы «Гроза».
- Читать и анализировать 1-е и 2-е действия пьесы.
- Подготовить сообщение на тему: «Обитатели города Калинова».