Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Урок 37
А. С. Пушкин
«Сказка о царе
Салтане…»
Уважаемые коллеги! Переход между слайдами осуществляется по чернильнице с пером. Рекомендую начать викторину со 2-го слайда.
Подготовил
учитель начальных классов
ГБОУ «Антрацитовская ООШ №19» ЛНР Чумаченко Г.Г.
Цели:
работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений.
Речевая разминка
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Прочитайте жужжащим способом. Что узнали из этих строк?
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).
— Прочитайте выразительно.
Чтение 1-й части сказки (с. 92-102)
Составляем картинный план первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
— Есть ли зачин в сказке?
(Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина?
(Это говорит о том, что все происходит здесь, рядом, на Русской земле.)
— С чего же начинается сказка?
(Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. О чём в ней говорится?
Говорится об обмане царя.
— Найдите и прочитайте третью часть.
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?
— А каково героям в этом путешествии?
— Как вы понимаете эти слова?
— Как спаслись герои? Прочитайте.
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью».
— Где оказались мать и сын?
(Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом...)
— О чем сын подумал, выйдя на волю?
(Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»?
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку?
(Нет, он делал все как в жизни).
— А какая сцена напоминает волшебную сказку?
(Сцена спасения Царевны Лебеди).
Зыбей — зыбь — легкая волна
Клёв — клюв
Прочитаем пятую часть —
«Корабельщики на острове»
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение?
Град - город
Колымага — большая старинная телега
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди
Венец — драгоценный головной убор
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?
(Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями?
(Он захотел увидеть отца.)
Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
1. Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части.
2. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://pedsovet.su/