ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ № 62 III – IV ВИДА»
Проект адаптированной дополнительной образовательной программы для слепых и слабовидящих детей.
Направление-вокал
Направленность-художественная
Педагог-Пономарёва Галина Геннадьевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
- Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии слепых и слабовидящих детей, приобщении их к вокальной музыке, раскрытии в детях музыкальных и творческих способностей.
- Музыкальная деятельность оказывает релаксирующее, оздоровительное действие на учащихся, что является важным компонентом коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ(с нарушением зрения).
- Обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММЫ
- Программа является модифицированной.
- В программе учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления вокальной музыки.
- Перераспределён учебный материал.
- Увеличен срок обучения.
- Добавлены разделы:
- ритмика и пространственная ориентировка;
- сценическая мимика и пантомимика
Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
ЦЕЛИ
Формировать музыкальную и исполнительскую культуру учащихся через сольное и ансамблевое пение.
Создание условий для всестороннего развития учащихся с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
ЗАДАЧИ
Обучать:
- Вокально-техническим и исполнительским навыкам сольного и ансамблевого пения.
- Навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.
- Навыкам работы со специальными техническими средствами для обучения пения
Развивать:
- Потребности в творческой самореализации.
- Чувство ритма, музыкальный слух, память, музыкальность, эмоциональность.
Формировать:
- Навыки публичных выступлений, свободного и уверенного общения с аудиторией.
Коммуникативные умения и навыки.
Формировать:
- Исполнительскую культуру поведения, культуру пения.
- Уважительное отношение к профессии исполнителя.
КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Развивать:
- Музыкально-певческие навыки.
- Психические процессы (восприятие, память, внимание).
- Сохранные анализаторы и учить применять их в пространственной ориентировке (остаточное зрение, слух, осязание).
- Мелкую моторику, мимику и пантомимику, дикцию.
- Корригировать эмоциональные состояния (передавать чувства, эмоции, образное содержание музыкальных произведений с помощью мимики и пантомимики)
Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных глубоким нарушением зрения.
ХАРКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
Программа адресована для детей обучающихся по АООП по варианту 3.1, 3.2, 4.1 и 4.2.
Группа детей, занимающейся вокальным творчеством в школе-интернате №62-это
учащиеся с ограниченными возможностями зрения (слепые, слабовидящие, слепые с ЗПР,
слабовидящие с ЗПР)
Контингент слепых и слабовидящих учащихся школы- интернат №62 разнообразен:
- По характеру заболевания зрительного органа.
- По глубине зрительной патологии.
- По времени возникновения зрительного заболевания.
- По осложнениям дефектов зрения.
- Патологическим изменениям в других частях организма,
что объясняет и разнообразие вторичных нарушений развития, проявляющихся во всевозможных психических и личностных нарушениях.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ .
Учащимся данного контингента свойственны:
- Медлительность.
- Рассеянное внимание.
- Эмоциональная бедность.
- Зажатость организма.
- Замедленность переключения с одного вида деятельности на другой.
- Бедность и невыразительность речи.
- Двигательная вялость.
- Повышенный мышечный тонус.
- Ограниченность воображения.
- Быстрая утомляемость и др.трудности.
Занятия разными видами музыкальной деятельности, в данном случае вокалом являются эффективным средством коррекции и компенсации недостатков в эстетическом , физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
- Учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения.
- Использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности.
- Использование специальных тифлотехнических средств обучения
- Восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач
- Способствование дальнейшей успешной социализации
Так как специфика работы с детьми с нарушениями зрения заключается в её
коррекционной направленности, это требует знаний не только в области вокальной
педагогики, но и в офтальмологии, тифлопедагогике, логопедии. Работа с незрячими
детьми и детьми с незначительным остаточным зрением представляет для педагога особую сложность. Учителей по классу вокала для детей с нарушениями зрения специально не готовит ни одно учебное заведение. Это индивидуальный путь самообразования педагога.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Игровые технологии.
- Технологии личностно - ориентированного обучения
- Технологии дифференцированного с элементами технологии индивидуального обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии формирования певческой культуры.
- Диагностические технологии и методики.
- Проектные технологии.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
- Теоретическая работа.
- Практическая работа.
- Концертная деятельность.
- Открытые уроки, концертные выступления.
- Методы организации образовательного процесса .
По источнику передач и восприятию информации:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
По способам организации деятельности:
- Информационные.
- Объяснительно - иллюстративные
По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- Методы формирования познавательных интересов
- Методы формирования чувства долга
- Проблемный метод
УЧЕБНO-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
1
всего
соло
2
Певческие установки
3
Работа над звуком
Работа над дыханием
4
Певческий диапозон
5
ансамбль
Координация между слухом и голосом
6
теория
соло
Дефекты голоса и их устранение
7
Принцип артикуляции речи и пения
8
9
Работа над исполняемым произведением
10
ансамбль
Занятия по индивидуальной программе
Общее количество часов
практика
соло
ансамбль
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Раздел 1. Ансамблевое исполнительство.
- Раздел 2. Сольное исполнительство.
Теоретическая подготовка
- Раздел 4. Слушание музыки
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного материала. Контроль осуществляется через следующие формы:
- Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа).
- Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии.
- Промежуточный контроль – декабрь. Формы проведения:
- собеседование по пройденному материалу;
- выполнение практических заданий;
творческие мастерские.
Формы проведения:
отчетный концерт для коллектива учащихся школы-интерната №62 , администрации, родителей
ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся:
- Отчётные концерты.
- Выступления в концертно-массовых мероприятиях.
- Участие в фестивалях , смотрах-конкурсах разных уровней.
- Открытые сольные выступления для родителей и преподавателей.
- Мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (олимпиадах, викторинах)
Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-10 произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки.
ОЦЕНОЧНЫЕ/КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях учащихся:
- Прослушивание (первичная, промежуточная, итоговая диагностика).
- Опрос (детей и родителей).
- Наблюдение.
- Диагностическая карта учета индивидуального продвижения ребенка.
- Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях, конкурсах и олимпиадах разного уровня.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (1)
Количество баллов от 1до 5
№
ФИО учащихся
1
Интонирование
2
Муз.
5
3
Муз.
слух
5
4
4
Ритм
5
память
4
5
5
5
Диапозон
4
6
5
4
5
Интерес
7
5
4
4
4
5
к занятиям
8
5
4
4
4
5
5
4
5
4
4
9
5
5
5
5
4
4
5
5
5
4
5
5
4
5
5
5
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
Уровень проявления критерия: В – высокий, С – средний, Н – низкий
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (2)
- Диагностическая карта учета индивидуальных способностей
______________________ _______ ___________
Фамилия , имя учащегося Возраст Учебный год
№
Критерий измерения
1
Уровни проявления критериев
Начало года
Этапы измерения
2
Интонирование
Конец года
Музыкальный слух
3
Музыкальная память
4
Ритм
5
Диапазон
6
Интерес к занятиям
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (3)
- Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях конкурсах и концертах разного уровня
Фамилия, имя учащегося
Возраст
Название коллектива
Год обучения
Дата заполнения карты
№
Формы предъявления
1
Школьный
достижений
Районный/
Результат
2
Конкурс
Республиканский/
3
Результат
городской
Фестиваль
Результат
Региональный
Всероссийский /
Концерт
Результат
Международный
ПОЙТЕ, ВМЕСТЕ С НАМИ
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ ! ВЫПУСКНИКИ –ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ МУЗЫКАНТА!
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.2006
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»- Новосибирск, 1991 г.
- 3. Коробка В.И. « Вокал в популярной музыке» - Москва 1989г. 4.
- Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению
- 5. Е. Писарская « Вокальный букварь», Москва, 1996 г.
- 6 Шацкая В. «Детский голос». Москва, 1970
- 7. Адулов Н.А. «Руководство по постановке певческого и разговорного голоса» - Липецк, 1999. 8. Емельянов В. В. «Фонопедические упражнения» - Москва 1995.
- 9. Попков Н.Н. «Постаноака гола» - Москва, 2001.
- 10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992
- 11. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования - Москва, 1986
- 12. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Москва, 2000
- 13. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха - Москва, 1
- 14. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986
- 15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - Москва, 2000
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !