СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация адаптированной дополнительной образовательной программы по вокалу

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор программы: Пономарёва Галина Геннадьевна

Просмотр содержимого документа
«Презентация адаптированной дополнительной образовательной программы по вокалу»

ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА -ИНТЕРНАТ № 62 III – IV ВИДА» Проект адаптированной дополнительной образовательной программы  для слепых и слабовидящих детей. Направление-вокал Направленность-художественная Педагог-Пономарёва Галина Геннадьевна

ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -ИНТЕРНАТ № 62 III – IV ВИДА»

Проект адаптированной дополнительной образовательной программы для слепых и слабовидящих детей.

Направление-вокал

Направленность-художественная

Педагог-Пономарёва Галина Геннадьевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии слепых и слабовидящих детей, приобщении их к вокальной музыке, раскрытии в детях музыкальных и творческих способностей.  Музыкальная деятельность оказывает релаксирующее, оздоровительное действие на учащихся, что является важным компонентом коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ(с нарушением зрения).  Обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  • Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии слепых и слабовидящих детей, приобщении их к вокальной музыке, раскрытии в детях музыкальных и творческих способностей.
  • Музыкальная деятельность оказывает релаксирующее, оздоровительное действие на учащихся, что является важным компонентом коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ(с нарушением зрения).
  • Обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММЫ Программа является модифицированной. В программе учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления вокальной музыки.  Перераспределён учебный материал. Увеличен срок обучения. Добавлены разделы: ритмика и пространственная ориентировка; сценическая мимика и пантомимика Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей,  а также на развитие их сценической культуры.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММЫ

  • Программа является модифицированной.
  • В программе учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления вокальной музыки.
  • Перераспределён учебный материал.
  • Увеличен срок обучения.
  • Добавлены разделы:
  • ритмика и пространственная ориентировка;
  • сценическая мимика и пантомимика

Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

ЦЕЛИ Цели:    Формировать музыкальную и исполнительскую культуру учащихся через сольное и ансамблевое пение.  Создание условий  для всестороннего развития учащихся с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

ЦЕЛИ

  • Цели:  

Формировать музыкальную и исполнительскую культуру учащихся через сольное и ансамблевое пение.

Создание условий  для всестороннего развития учащихся с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

ЗАДАЧИ  Предметные :  Обучать:  Вокально-техническим и исполнительским навыкам сольного и ансамблевого пения.  Навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.  Навыкам работы со специальными техническими средствами для обучения пения Метапредметные :   Развивать:  Потребности в творческой самореализации.  Чувство ритма, музыкальный слух, память, музыкальность, эмоциональность.  Формировать:  Навыки публичных выступлений, свободного и уверенного общения с аудиторией.  Коммуникативные умения и навыки.  Личностные задачи:  Формировать:  Исполнительскую культуру поведения, культуру пения.  Уважительное отношение к профессии исполнителя.

ЗАДАЧИ

  • Предметные :

Обучать:

  • Вокально-техническим и исполнительским навыкам сольного и ансамблевого пения.
  • Навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом.
  • Навыкам работы со специальными техническими средствами для обучения пения
  • Метапредметные :

Развивать:

  • Потребности в творческой самореализации.
  • Чувство ритма, музыкальный слух, память, музыкальность, эмоциональность.

Формировать:

  • Навыки публичных выступлений, свободного и уверенного общения с аудиторией.

Коммуникативные умения и навыки.

  • Личностные задачи:

Формировать:

  • Исполнительскую культуру поведения, культуру пения.
  • Уважительное отношение к профессии исполнителя.
КОРРЕКЦИОННАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ  Коррекционные задачи:  Развивать: Музыкально-певческие навыки. Психические процессы (восприятие, память, внимание). Сохранные анализаторы и учить применять их в пространственной ориентировке (остаточное зрение, слух, осязание). Мелкую моторику, мимику и пантомимику, дикцию. Корригировать эмоциональные состояния (передавать чувства, эмоции, образное содержание музыкальных произведений с помощью мимики и пантомимики) Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных глубоким нарушением зрения.

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

  • Коррекционные задачи:

Развивать:

  • Музыкально-певческие навыки.
  • Психические процессы (восприятие, память, внимание).
  • Сохранные анализаторы и учить применять их в пространственной ориентировке (остаточное зрение, слух, осязание).
  • Мелкую моторику, мимику и пантомимику, дикцию.
  • Корригировать эмоциональные состояния (передавать чувства, эмоции, образное содержание музыкальных произведений с помощью мимики и пантомимики)

Обучение вокальному искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Особенностью обучения вокалу является, прежде всего, коррекция недостатков развития, вызванных глубоким нарушением зрения.

 ХАРКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ Программа адресована для детей обучающихся по АООП по варианту 3.1, 3.2, 4.1 и 4.2. Группа детей, занимающейся вокальным творчеством в школе-интернате №62-это учащиеся с ограниченными возможностями зрения (слепые, слабовидящие, слепые с ЗПР, слабовидящие с ЗПР)  Контингент слепых и слабовидящих учащихся школы- интернат №62 разнообразен: По характеру заболевания зрительного органа. По глубине зрительной патологии. По времени возникновения зрительного заболевания. По осложнениям дефектов зрения. Патологическим изменениям в других частях организма,  что объясняет и разнообразие вторичных нарушений развития, проявляющихся во всевозможных психических и личностных нарушениях.

ХАРКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ

Программа адресована для детей обучающихся по АООП по варианту 3.1, 3.2, 4.1 и 4.2.

Группа детей, занимающейся вокальным творчеством в школе-интернате №62-это

учащиеся с ограниченными возможностями зрения (слепые, слабовидящие, слепые с ЗПР,

слабовидящие с ЗПР)

Контингент слепых и слабовидящих учащихся школы- интернат №62 разнообразен:

  • По характеру заболевания зрительного органа.
  • По глубине зрительной патологии.
  • По времени возникновения зрительного заболевания.
  • По осложнениям дефектов зрения.
  • Патологическим изменениям в других частях организма,

что объясняет и разнообразие вторичных нарушений развития, проявляющихся во всевозможных психических и личностных нарушениях.

 ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ  С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ . Учащимся данного контингента свойственны: Медлительность. Рассеянное внимание. Эмоциональная бедность. Зажатость организма. Замедленность переключения с одного вида деятельности на другой. Бедность и невыразительность речи. Двигательная вялость. Повышенный мышечный тонус. Ограниченность воображения. Быстрая утомляемость и др.трудности.  Занятия разными видами музыкальной деятельности, в данном случае вокалом являются эффективным средством коррекции и компенсации недостатков в эстетическом , физическом, функциональном и эмоциональном развитии  детей с нарушениями зрения.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ .

Учащимся данного контингента свойственны:

  • Медлительность.
  • Рассеянное внимание.
  • Эмоциональная бедность.
  • Зажатость организма.
  • Замедленность переключения с одного вида деятельности на другой.
  • Бедность и невыразительность речи.
  • Двигательная вялость.
  • Повышенный мышечный тонус.
  • Ограниченность воображения.
  • Быстрая утомляемость и др.трудности.

Занятия разными видами музыкальной деятельности, в данном случае вокалом являются эффективным средством коррекции и компенсации недостатков в эстетическом , физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ Учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения. Использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности. Использование специальных тифлотехнических средств обучения Восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач Способствование дальнейшей успешной социализации Так как специфика работы с детьми с нарушениями зрения заключается в её коррекционной направленности, это требует знаний не только в области вокальной педагогики, но и в офтальмологии, тифлопедагогике, логопедии. Работа с незрячими детьми и детьми с незначительным остаточным зрением представляет для педагога особую сложность. Учителей по классу вокала для детей с нарушениями зрения специально не готовит ни одно учебное заведение. Это индивидуальный путь самообразования педагога.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

  • Учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения.
  • Использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности.
  • Использование специальных тифлотехнических средств обучения
  • Восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач
  • Способствование дальнейшей успешной социализации

Так как специфика работы с детьми с нарушениями зрения заключается в её

коррекционной направленности, это требует знаний не только в области вокальной

педагогики, но и в офтальмологии, тифлопедагогике, логопедии. Работа с незрячими

детьми и детьми с незначительным остаточным зрением представляет для педагога особую сложность. Учителей по классу вокала для детей с нарушениями зрения специально не готовит ни одно учебное заведение. Это индивидуальный путь самообразования педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  Игровые технологии. Технологии личностно - ориентированного обучения Технологии дифференцированного с элементами технологии индивидуального обучения. Здоровьесберегающие технологии. Технологии формирования певческой культуры. Диагностические технологии и методики. Проектные  технологии. 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Игровые технологии.
  • Технологии личностно - ориентированного обучения
  • Технологии дифференцированного с элементами технологии индивидуального обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технологии формирования певческой культуры.
  • Диагностические технологии и методики.
  • Проектные  технологии. 
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ   Основные формы работы  Теоретическая работа. Практическая работа. Концертная деятельность. Открытые уроки, концертные выступления. Методы организации образовательного процесса .  По источнику передач и восприятию информации:  Словесные. Наглядные. Практические.  По способам организации деятельности:  Информационные. Объяснительно - иллюстративные   По управлению учебно-познавательной деятельностью:  Методы формирования познавательных интересов Методы формирования чувства долга Проблемный метод  

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  • Основные формы работы
  • Теоретическая работа.
  • Практическая работа.
  • Концертная деятельность.
  • Открытые уроки, концертные выступления.
  • Методы организации образовательного процесса .

По источнику передач и восприятию информации:

  • Словесные.
  • Наглядные.
  • Практические.

По способам организации деятельности:

  • Информационные.
  • Объяснительно - иллюстративные

  По управлению учебно-познавательной деятельностью:

  • Методы формирования познавательных интересов
  • Методы формирования чувства долга
  • Проблемный метод

 

УЧЕБНO-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Тема Количество часов 1 всего соло 2 Певческие установки 3 Работа над звуком Работа над дыханием 4 Певческий диапозон 5 ансамбль Координация между слухом и голосом 6 теория соло Дефекты голоса и их устранение 7 Принцип артикуляции речи и пения 8 9 Работа над исполняемым произведением 10 ансамбль Занятия по индивидуальной программе Общее количество часов практика соло ансамбль

УЧЕБНO-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

всего

соло

2

Певческие установки

3

Работа над звуком

Работа над дыханием

4

Певческий диапозон

5

ансамбль

Координация между слухом и голосом

6

теория

соло

Дефекты голоса и их устранение

7

Принцип артикуляции речи и пения

8

9

Работа над исполняемым произведением

10

ансамбль

Занятия по индивидуальной программе

Общее количество часов

практика

соло

ансамбль

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   Раздел 1. Ансамблевое исполнительство.    Раздел 2. Сольное исполнительство.   Раздел 3.  Теоретическая подготовка   Раздел 4. Слушание музыки  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Раздел 1. Ансамблевое исполнительство.

  • Раздел 2. Сольное исполнительство.

  • Раздел 3.

Теоретическая подготовка

  • Раздел 4. Слушание музыки

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ  На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного материала. Контроль осуществляется через следующие формы:  Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа).  Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии. Промежуточный контроль – декабрь.  Формы проведения:  собеседование по пройденному материалу;  выполнение практических заданий;  творческие мастерские. Итоговый контроль – май  Формы проведения:  отчетный концерт для коллектива учащихся школы-интерната №62 , администрации, родителей

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

На протяжении всего курса обучения осуществляется контроль за освоением учебного материала. Контроль осуществляется через следующие формы:

  • Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа).
  • Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии.
  • Промежуточный контроль – декабрь. Формы проведения:
  • собеседование по пройденному материалу;
  • выполнение практических заданий;

творческие мастерские.

  • Итоговый контроль – май

Формы проведения:

отчетный концерт для коллектива учащихся школы-интерната №62 , администрации, родителей

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ  Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся: Отчётные концерты. Выступления в концертно-массовых мероприятиях. Участие в фестивалях , смотрах-конкурсах разных уровней. Открытые сольные выступления для родителей и преподавателей. Мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (олимпиадах, викторинах)  Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-10 произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки.

ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся:

  • Отчётные концерты.
  • Выступления в концертно-массовых мероприятиях.
  • Участие в фестивалях , смотрах-конкурсах разных уровней.
  • Открытые сольные выступления для родителей и преподавателей.
  • Мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (олимпиадах, викторинах)

Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-10 произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки.

ОЦЕНОЧНЫЕ/КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях учащихся: Прослушивание (первичная, промежуточная, итоговая диагностика). Опрос (детей и родителей).   Наблюдение.   Диагностическая карта учета индивидуального продвижения ребенка.   Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях, конкурсах и олимпиадах разного уровня.

ОЦЕНОЧНЫЕ/КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Формы и методы сбора и фиксации информации о достижениях учащихся:
  • Прослушивание (первичная, промежуточная, итоговая диагностика).
  • Опрос (детей и родителей).
  •   Наблюдение.
  •   Диагностическая карта учета индивидуального продвижения ребенка.
  •   Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях, конкурсах и олимпиадах разного уровня.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (1) Диагностический лист  Количество баллов от 1до 5 № ФИО учащихся 1 Интонирование 2 Муз. 5 3 Муз. слух 5 4 4 Ритм 5 память 4 5 5 5 Диапозон 4 6 5 4 5 Интерес 7 5 4 4 4 5 к занятиям 8 5 4 4 4 5 5 4 5 4 4 9 5 5 5 5 4 4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (1)

  • Диагностический лист

Количество баллов от 1до 5

ФИО учащихся

1

Интонирование

2

Муз.

5

3

Муз.

слух

5

4

4

Ритм

5

память

4

5

5

5

Диапозон

4

6

5

4

5

Интерес

7

5

4

4

4

5

к занятиям

8

5

4

4

4

5

5

4

5

4

4

9

5

5

5

5

4

4

5

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Уровень проявления критерия: В – высокий, С – средний, Н – низкий ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (2) Диагностическая карта учета индивидуальных способностей  ______________________ _______ ___________  Фамилия , имя учащегося Возраст Учебный год  № Критерий измерения 1 Уровни проявления критериев Начало  года Этапы измерения 2 Интонирование Конец  года Музыкальный слух 3 Музыкальная память 4 Ритм 5 Диапазон 6 Интерес к занятиям

Уровень проявления критерия: В – высокий, С – средний, Н – низкий

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (2)

  • Диагностическая карта учета индивидуальных способностей

______________________ _______ ___________

Фамилия , имя учащегося Возраст Учебный год

Критерий измерения

1

Уровни проявления критериев

Начало года

Этапы измерения

2

Интонирование

Конец года

Музыкальный слух

3

Музыкальная память

4

Ритм

5

Диапазон

6

Интерес к занятиям

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (3) Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях конкурсах и концертах разного уровня Фамилия, имя учащегося Возраст Название коллектива   Год обучения Дата заполнения карты  № Формы  предъявления  1 Школьный достижений Районный/ Результат 2 Конкурс Республиканский/ 3 Результат городской Фестиваль Результат Региональный Всероссийский / Концерт Результат Международный

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА (3)

  • Информационная карта результатов участия воспитанников в концертах, фестивалях конкурсах и концертах разного уровня

Фамилия, имя учащегося

Возраст

Название коллектива

Год обучения

Дата заполнения карты

Формы предъявления

1

Школьный

достижений

Районный/

Результат

2

Конкурс

Республиканский/

3

Результат

городской

Фестиваль

Результат

Региональный

Всероссийский /

Концерт

Результат

Международный

ПОЙТЕ, ВМЕСТЕ С НАМИ

ПОЙТЕ, ВМЕСТЕ С НАМИ

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ

ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ !  ВЫПУСКНИКИ –ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ МУЗЫКАНТА!

ВМЕСТЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ ! ВЫПУСКНИКИ –ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ МУЗЫКАНТА!

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.2006 Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»- Новосибирск, 1991 г. 3. Коробка В.И. « Вокал в популярной музыке» - Москва 1989г. 4. Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению 5. Е. Писарская « Вокальный букварь», Москва, 1996 г. 6 Шацкая В. «Детский голос». Москва, 1970 7. Адулов Н.А. «Руководство по постановке певческого и разговорного голоса» - Липецк, 1999. 8. Емельянов В. В. «Фонопедические упражнения» - Москва 1995. 9. Попков Н.Н. «Постаноака гола» - Москва, 2001. 10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992 11. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования - Москва, 1986 12. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Москва, 2000 13. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха - Москва, 1 14. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986 15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - Москва, 2000

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.2006
  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»- Новосибирск, 1991 г.
  • 3. Коробка В.И. « Вокал в популярной музыке» - Москва 1989г. 4.
  • Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению
  • 5. Е. Писарская « Вокальный букварь», Москва, 1996 г.
  • 6 Шацкая В. «Детский голос». Москва, 1970
  • 7. Адулов Н.А. «Руководство по постановке певческого и разговорного голоса» - Липецк, 1999. 8. Емельянов В. В. «Фонопедические упражнения» - Москва 1995.
  • 9. Попков Н.Н. «Постаноака гола» - Москва, 2001.
  • 10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992
  • 11. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования - Москва, 1986
  • 12. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – Москва, 2000
  • 13. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха - Москва, 1
  • 14. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества - Москва, 1986
  • 15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника - Москва, 2000
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ !