СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Алгоритм исследовательской работы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Алгоритм исследовательской работы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Алгоритм исследовательской работы"»

Как написать исследовательскую работу?

Как написать исследовательскую работу?

Виды исследовательских работ 1. Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения проблемы .   2. Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников , предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы.   3. Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента , описанного в науке и имеющего известный результат . Такие работы носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий .  

Виды исследовательских работ

1. Информационно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения проблемы .

 

2. Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников , предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы.

 

3. Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента , описанного в науке и имеющего известный результат . Такие работы носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий .

 

Виды исследовательских работ 4. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.   5. Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью научной методики. Предполагают получение собственного экспериментального материала , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата .

Виды исследовательских работ

4. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

 

5. Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью научной методики. Предполагают получение собственного экспериментального материала , на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата .

План исследовательской работы   1. Вводная часть. Введение ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем; новые, современные подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться; противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории; личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.   2. Основная часть суть проблемы или изложение исторических сведений по теме работы; обзор источников; собственные сведения, версии, оценки.   3. Заключение основные выводы; результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.   4. Список использованной литературы 5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.

План исследовательской работы

 

1. Вводная часть. Введение

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

 

2. Основная часть

  • суть проблемы или изложение исторических сведений по теме работы;
  • обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

 

3. Заключение

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

 

4. Список использованной литературы

5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.

Введение   Актуальность темы исследования.  Объект и предмет исследования.  Цель исследования.   Задачи исследования.   Гипотеза (формулируется при наличии практической части в исследовательской работе).   Методы исследования.

Введение

 

  • Актуальность темы исследования.
  • Объект и предмет исследования.
  • Цель исследования. 
  • Задачи исследования.

 

  • Гипотеза (формулируется при наличии практической части в исследовательской работе).

 

  • Методы исследования.

Актуальность исследования   Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.   Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения данного исследования.   Актуальность темы исследования определяется необходимостью : восполнения пробелов в науке; дальнейшего развития проблемы в современных условиях; выработки своей точки зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; обобщения накопленного опыта; постановки новых проблем с целью привлечения внимания окружающих.

Актуальность исследования

 

Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

 

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения данного исследования.

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью :

  • восполнения пробелов в науке;
  • дальнейшего развития проблемы в современных условиях;
  • выработки своей точки зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщения накопленного опыта;
  • постановки новых проблем с целью привлечения внимания окружающих.
Объект и предмет исследования   Объект исследования - это то, что будет изучаться в исследовании.   Объектом может быть: неживой предмет; живое существо; процесс; явление действительности.   Название объекта исследования - это ответ на вопрос: что рассматривается?   Предмет исследования - это особая проблема или отдельная сторона объекта, его свойства и особенности и т.д., которые будут исследоваться в работе.   Название предмета исследования – это ответ на вопрос: что изучается?

Объект и предмет исследования

 

Объект исследования - это то, что будет изучаться в исследовании.

 

Объектом может быть:

  • неживой предмет;
  • живое существо;
  • процесс;
  • явление действительности.

 

Название объекта исследования - это ответ на вопрос: что рассматривается?

 

Предмет исследования - это особая проблема или отдельная сторона объекта, его свойства и особенности и т.д., которые будут исследоваться в работе.

 

Название предмета исследования – это ответ на вопрос: что изучается?

Примеры объектов и предметов исследования Объект Предмет магнит свойства магнитов кактусы особенности выращивания кактусов в комнатных условиях Оренбургская область редкие виды животных в Оренбургской области пищевые добавки влияние пищевых добавок на организм человека Оренбург достопримечательности Оренбургского края круговорот воды в природе дождевая лужа подготовка школьника к ЕГЭ способы запоминания текста молния безопасность поведения во время грозы субкультура «готов» способы самопрезентации «готов»

Примеры объектов и предметов исследования

Объект

Предмет

магнит

свойства магнитов

кактусы

особенности выращивания кактусов в комнатных условиях

Оренбургская область

редкие виды животных в Оренбургской области

пищевые добавки

влияние пищевых добавок на организм человека

Оренбург

достопримечательности Оренбургского края

круговорот воды в природе

дождевая лужа

подготовка школьника к ЕГЭ

способы запоминания текста

молния

безопасность поведения во время грозы

субкультура «готов»

способы самопрезентации «готов»

Цель исследования   Цель исследования - это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге работы.   Схема составления цели исследования 1. Выберите один из глаголов: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.   2. Добавьте название предмета исследования и вспомогательные слова.

Цель исследования

 

Цель исследования - это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге работы.

 

Схема составления цели исследования

1. Выберите один из глаголов: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

 

2. Добавьте название предмета исследования и вспомогательные слова.

Примеры целей исследования Объект Предмет кактусы Цель особенности выращивания кактусов в комнатных условиях определить условия, необходимые кактусу для эффективного роста и цветения;   вырастить цветущий кактус;   изучить и охарактеризовать один из видов кактуса для выявления особенностей его роста и цветения.  

Примеры целей исследования

Объект

Предмет

кактусы

Цель

особенности выращивания кактусов в комнатных условиях

  • определить условия, необходимые кактусу для эффективного роста и цветения;

 

  • вырастить цветущий кактус;

 

  • изучить и охарактеризовать один из видов кактуса для выявления особенностей его роста и цветения.

 

Задачи исследования Задачи исследования - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начала до конца.   Задачи исследования – это ответ на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»   Задачи исследования начинаются словами : выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, разработать, познакомиться и т.д.

Задачи исследования

Задачи исследования - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начала до конца.

 

Задачи исследования – это ответ на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

 

Задачи исследования начинаются словами :

выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, разработать, познакомиться и т.д.

Примеры задач исследования Задачи исследования: Изучить литературу о семействе кактусовых. Рассмотреть виды кактусов и условия их обитания. Понять роль кактусов в природе и жизни человека. Определить особенности кактусов. Описать условия цветения комнатных кактусов. Научиться выращивать комнатные кактусы и добиваться их цветения.

Примеры задач исследования

Задачи исследования:

  • Изучить литературу о семействе кактусовых.
  • Рассмотреть виды кактусов и условия их обитания.
  • Понять роль кактусов в природе и жизни человека.
  • Определить особенности кактусов.
  • Описать условия цветения комнатных кактусов.
  • Научиться выращивать комнатные кактусы и добиваться их цветения.
Гипотеза исследования Гипотеза исследования – это предположение, следующее из теории, но еще не подтвержденное и не опровергнутое.   рабочая гипотеза; итоговая гипотеза.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это предположение, следующее из теории, но еще не подтвержденное и не опровергнутое.

 

  • рабочая гипотеза;
  • итоговая гипотеза.
Примеры гипотезы исследования особенность и необычность кактусов заключена в их цветении, которое будет наблюдаться, если выявлен и использован комплекс мер по уходу за комнатными кактусами во все времена года;  обильное цветение кактусов будет наблюдаться при создании благоприятных условий;   кактусы могут цвести, если за ними правильно ухаживать.

Примеры гипотезы исследования

  • особенность и необычность кактусов заключена в их цветении, которое будет наблюдаться, если выявлен и использован комплекс мер по уходу за комнатными кактусами во все времена года;
  • обильное цветение кактусов будет наблюдаться при создании благоприятных условий;

 

  • кактусы могут цвести, если за ними правильно ухаживать.
Методы исследования Методы исследования - это способы достижения цели исследования (теоретические и эмпирические). Теоретические методы исследования : изучение и обобщение литературных источников, анализ, синтез, конкретизация, обобщение и т.д. Эмпирические методы исследования : наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение, сравнение и т.д.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследования (теоретические и эмпирические).

  • Теоретические методы исследования : изучение и обобщение литературных источников, анализ, синтез, конкретизация, обобщение и т.д.
  • Эмпирические методы исследования : наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, фотографирование, счет, измерение, сравнение и т.д.
Примеры методов исследования Методы исследования: теоретические: анализ и систематизация литературных и Интернет-источников;  эмпирические : наблюдение, измерение температуры и влажности воздуха, фотографирование.

Примеры методов исследования

Методы исследования:

  • теоретические: анализ и систематизация литературных и Интернет-источников;
  • эмпирические : наблюдение, измерение температуры и влажности воздуха, фотографирование.
Основная часть исследования Основная часть включает: суть проблемы или изложение исторических сведений по теме работы; обзор источников; описание этапов проведения работы; собственные данные, сведения, версии, оценки. Основная часть должна быть разделена на главы или пункты в соответствии с задачами исследования.

Основная часть исследования

Основная часть включает:

  • суть проблемы или изложение исторических сведений по теме работы;
  • обзор источников;
  • описание этапов проведения работы;
  • собственные данные, сведения, версии, оценки.

Основная часть должна быть разделена на главы или пункты в соответствии с задачами исследования.

Пример основной части исследования 1.1. История кактусов. 1.2. Характеристика семейства кактусов. 1.1. История кактусов. 1.2. Характеристика семейства кактусов. Признаки кактусов. Виды кактусов. «Необычные» кактусы. 1.3. Место обитания кактусов в природе. 1.4. Удивительные и необычные факты о кактусах. 2.1. Условия цветения кактусов. 2.2. Дневник наблюдений за цветением кактуса. 2.3. Циклограмма распускания цветка. 1.3. Место обитания кактусов в природе. 1.4. Удивительные и необычные факты о кактусах.  2.1. Условия цветения кактусов. 2.2. Дневник наблюдений за цветением кактуса. 2.3. Циклограмма распускания цветка.

Пример основной части исследования

1.1. История кактусов.

1.2. Характеристика семейства кактусов.

  • 1.1. История кактусов. 1.2. Характеристика семейства кактусов.
  • Признаки кактусов.
  • Виды кактусов.
  • «Необычные» кактусы.

1.3. Место обитания кактусов в природе.

1.4. Удивительные и необычные факты о кактусах.

2.1. Условия цветения кактусов.

2.2. Дневник наблюдений за цветением кактуса.

2.3. Циклограмма распускания цветка.

  • 1.3. Место обитания кактусов в природе. 1.4. Удивительные и необычные факты о кактусах. 2.1. Условия цветения кактусов. 2.2. Дневник наблюдений за цветением кактуса. 2.3. Циклограмма распускания цветка.
Заключение исследования Заключение включает: основные выводы; результаты и личная значимость проделанной работы; перспективы продолжения работы над темой.

Заключение исследования

Заключение включает:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.
Список литературы Список литературы отражает только те источники, которые изучил и использовал автор. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Список литературы

Список литературы отражает только те источники, которые изучил и использовал автор.

Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Приложения исследовательской работы В приложениях размещают: вопросы анкет; вопросы и варианты ответов теста; рекомендации и памятки; собственные стихотворения; таблицы; графики и диаграммы; дополнительные расчеты; рисунки и фотографии; иллюстрации этапов опыта и т.д. Приложения должны иметь заголовок . На все приложения в тексте должны быть ссылки .

Приложения исследовательской работы

В приложениях размещают:

  • вопросы анкет;
  • вопросы и варианты ответов теста;
  • рекомендации и памятки;
  • собственные стихотворения;
  • таблицы;
  • графики и диаграммы;
  • дополнительные расчеты;
  • рисунки и фотографии;
  • иллюстрации этапов опыта и т.д.

Приложения должны иметь заголовок . На все приложения в тексте должны быть ссылки .

План выступления по исследовательской работе Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы. Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны. Цели и задачи работы. Обзор изученной литературы и иных использованных источников.

План выступления по исследовательской работе

  • Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы.
  • Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны.
  • Цели и задачи работы.
  • Обзор изученной литературы и иных использованных источников.
5. Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части). 6. Описание собственного исследования (представление практической части). 7. Полученные результаты, выводы. 8. Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился). 9. «Спасибо за внимание».

5. Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части).

6. Описание собственного исследования (представление практической части).

7. Полученные результаты, выводы.

8. Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился).

9. «Спасибо за внимание».

Правила выступления Выступление должно быть четким и содержательным. Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой. Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

Правила выступления

  • Выступление должно быть четким и содержательным.
  • Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.
  • Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.
4. Выступление сопровождается презентацией., которая не должна дублировать текст выступления. Она призвана сделать выступление более полным, интересным и наглядным. Много текста в презентации быть не должно, она должна включать основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и т.д. Внимание слушателей рекомендуется обращать на слайды, используя выражения: «Как проводился этот опыт - вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде»; «Как мы видим, схема …» и т.д.

4. Выступление сопровождается презентацией., которая не должна дублировать текст выступления. Она призвана сделать выступление более полным, интересным и наглядным. Много текста в презентации быть не должно, она должна включать основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.

Внимание слушателей рекомендуется обращать на слайды, используя выражения:

  • «Как проводился этот опыт - вы видите на слайде»;
  • «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде»;
  • «Как мы видим, схема …» и т.д.
6. При ответе на вопросы должна использоваться форма самопрезентации «мы» (мы – это я, мой научный руководитель, ученые, книги которых я взял за основу). В ответах на вопросы рекомендуется использование фраз: «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.

6. При ответе на вопросы должна использоваться форма самопрезентации «мы» (мы – это я, мой научный руководитель, ученые, книги которых я взял за основу).

В ответах на вопросы рекомендуется использование фраз:

  • «Спасибо за вопрос»,
  • «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …»,
  • «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.
Благодарю за внимание!!!

Благодарю за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!