СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анатолий Алексин. Биография и творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Анатолий Алексин. Биография и творчество"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анатолий Алексин. Биография и творчество"»

Анатолий Алексин Жизнь и творчество Урок литературы в 5 классе

Анатолий Алексин

  • Жизнь и творчество
  • Урок литературы в 5 классе
На книгах писателя Анатолия Алексина выросло не одно поколение советских школьников. Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора. «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» — книги Алексина не нужно было включать в школьную программу, дети и так с удовольствием читали его произведения, увлекающие в волшебный мир детства. Здесь, как и в мире взрослых, есть добро и зло, радость и грусть, верность и предательство. В эпоху новой России, уже в эмиграции, литератор не перестает писать, расширяется спектр его взрослой прозы. За долгую творческую жизнь им создано более сотни произведений: рассказов, повестей, пьес, сценариев.

На книгах писателя Анатолия Алексина выросло не одно поколение советских школьников. Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора. «Звоните и приезжайте!», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» — книги Алексина не нужно было включать в школьную программу, дети и так с удовольствием читали его произведения, увлекающие в волшебный мир детства. Здесь, как и в мире взрослых, есть добро и зло, радость и грусть, верность и предательство. В эпоху новой России, уже в эмиграции, литератор не перестает писать, расширяется спектр его взрослой прозы. За долгую творческую жизнь им создано более сотни произведений: рассказов, повестей, пьес, сценариев.

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса. Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.

Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком. Убежденный коммунист, участник Гражданской войны, он работал экономистом, преподавал в Экономическом институте красной профессуры, перед Второй мировой войной был уполномоченным Госплана по Уралу.

Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. «Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», — вспоминал Анатолий Георгиевич.

Люди с подобной биографией редко оставались в стороне от сталинских репрессий. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему стали платить в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок.

«Это было незаконно со всех точек зрения. Во-первых, я несовершеннолетний, во-вторых, вражеский отпрыск. Напиши кто-нибудь анонимку, и ответственные люди лишились бы не только постов, но и головы. Но они не могли поступить иначе… Хотели оставаться людьми при любых обстоятельствах», — вспоминал Анатолий Георгиевич.

Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода. Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Юношу назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания. По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.

Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война. Она стала вторым пережитым потрясением юноши. Марию Михайловну в составе крупнейшего строительного коллектива эвакуировали на Урал, в город Каменск-Уральский, где осуществлялось создание алюминиевого завода.

Для 16-летнего Анатолия, который поехал вместе с мамой, тоже нашлось занятие по его способностям. Юношу назначили литработником новой ежедневной газеты «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.

По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей.

Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился. Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.

Примечательно, что дебют в большой литературе автор совершил при поддержке такого мэтра, как Константин Паустовский. Он предложил свою помощь в редактировании первого сборника Алексина. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Яковлевича Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился.

Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь – самого Маршака. Отныне он посоветовал молодому человеку писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.

Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959). После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

Прислушавшись к мэтрам, Алексин стал развивать себя в жанре детской прозы. Период до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие.

Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).

После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой. В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.

В повести «Мой брат играет на кларнете» девочка Женя в угоду собственному тщеславию организовывает успешную карьеру старшего брата-музыканта, лишая его и так немногих радостей, в том числе общения с понравившейся девушкой.

В произведении «Звоните и приезжайте!» повествование ведет шестиклассник, рассказывающий о своей семье. Юный читатель вместе с главным героем переживает и страх того, что мама и папа разведутся, и гордость за отца (он врач и спас многие жизни), и первую влюбленность в одноклассницу Лилю. По этой повести Алексин впоследствии написал пьесу, за которую был удостоен первой Госпремии.

В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьезные вещи: «Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза» («Звоните и приезжайте!»)«Когда нечего сказать, легче всего разводить руками» («Мой брат играет на кларнете»)«Жить только собой — это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы» («Безумная Евдокия»).

В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьезные вещи:

«Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза» («Звоните и приезжайте!»)«Когда нечего сказать, легче всего разводить руками» («Мой брат играет на кларнете»)«Жить только собой — это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы» («Безумная Евдокия»).

Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера. Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и ее странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность. Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по ее вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на все глазами своей эгоистичной и черствой дочери. До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность».

Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера.

Во главе сюжета – отношения идеальной во всех отношениях девочки Оленьки и ее странноватой классной руководительницы Евдокии Савельевны, которая никак не хочет замечать Олиных талантов, а приближает к себе только посредственность.

Родители Оли вслед за дочерью осуждают женщину и потакают своей любимице. И только когда по ее вине случается непоправимое, отец видит истинную суть вещей – они смотрели на все глазами своей эгоистичной и черствой дочери.

До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность». Становится обладателем очередной Госпремии, членом редколлегии журнала «Юность».

В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести». В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках. Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля. 14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».

В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».

В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках.

Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля.

14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».

В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой». Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году. Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни.

В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».

Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной. Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.

Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни.

Библиография 1950 — «Тридцать один день» 1956 — «Саша и Шура» 1958 — «Необычайные похождения Севы Котлова» 1965 — «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» 1967 — «В стране вечных каникул» 1968 — «Мой брат играет на кларнете» 1970 — «Звоните и приезжайте!» 1976 — «Безумная Евдокия» 1978 — «Раздел имущества» 1980 — «Дневник жениха» 1985 — «Сигнальщики и горнисты» 1987 — «Добрый гений» 1994 — «Сага о Певзнерах» 1996 — «Диагноз» 1996 — «Смешилка» 1999 — «Не родись красивой…» 2006 — «Смешилка — это я!» 2008 — «Смотри мне в глаза» Источник:  https://24smi.org/celebrity/82910-anatolii-aleksin.html

Библиография

  • 1950 — «Тридцать один день»
  • 1956 — «Саша и Шура»
  • 1958 — «Необычайные похождения Севы Котлова»
  • 1965 — «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»
  • 1967 — «В стране вечных каникул»
  • 1968 — «Мой брат играет на кларнете»
  • 1970 — «Звоните и приезжайте!»
  • 1976 — «Безумная Евдокия»
  • 1978 — «Раздел имущества»
  • 1980 — «Дневник жениха»
  • 1985 — «Сигнальщики и горнисты»
  • 1987 — «Добрый гений»
  • 1994 — «Сага о Певзнерах»
  • 1996 — «Диагноз»
  • 1996 — «Смешилка»
  • 1999 — «Не родись красивой…»
  • 2006 — «Смешилка — это я!»
  • 2008 — «Смотри мне в глаза»

Источник:  https://24smi.org/celebrity/82910-anatolii-aleksin.html