СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ. Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста. Примеры их устранения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показана нормотипичная артикуляция шипящих звуков. Дефекты шипящих звуков у дошкольников. Доступные приемы их постановки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ. Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста. Примеры их устранения.»

Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ.  Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста. Примеры их устранения .   Учитель – логопед Мухамадеева Гадиля Гафиулловна Детский сад № 1 «Солнышко»

Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ. Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста. Примеры их устранения .

Учитель – логопед Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

Детский сад № 1 «Солнышко»

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Чаще всего и наиболее резко проявляются нарушения шипящих звуков.

Многие дети с трудом и довольно поздно овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старшей группе детского сада много детей, не умеющих правильно произносить их. 

Методика проведения обследования звуковой стороны речи детей.

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка необходимо обследовать его речь.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда складывается представление о нарушенных у него звуках.

При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Беседа должна проводится в вопросно-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут?, Где ты живешь? Если у тебя брат и сестра? Расскажи о них..» Затем можно предложить ребенку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение. Беседа и рассказывание позволяют предварительно (или даже полностью, если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако, для того, чтобы точнее определить степень нарушения произношения необходимо детально обследовать произносительную сторону речи ребенка, а беседа и рассказывание нужны для снятия напряженности у ребенка.

Проверка звукопроизношения начинается с произношения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: [ш], [с], [ц],[ж], [з], [ч], [щ], [л], [р].

Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки.

Этапы логопедического воздействия.

I. Предварительный этап

1. Развитие ручной моторики.

2. Развитие ритма.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие речевого дыхания и голоса.

5. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

6. Развитие артикуляторной моторики.

7. Развитие слухового восприятия и внимания.

8. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

II. Этап постановки звука

III. Этап автоматизации звука.

IV. Этап дифференциации звуков речи.

V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

  Устранение недостатков произношения шипящих звуков

Работу по устранению недостатков, произношения шипящих звуков я провожу поэтапно.

Подготовительный этап.

Основная цель этого этапа – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Одной из важных задач является формирование установки на занятия: установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включаться.

Предварительный этап.

Этот этап является более продолжительным. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания. Провожу работу и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Этапы работы по устранению нарушений звукопроизношения.

Этап постановки звука Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучение ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции. На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: 1.)  развитие восприятия речи; 2.)  формирование фонематического анализа; 3.)  развитие артикуляторной моторики; 4.)  работа по непосредственной постановке звука. Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучение ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

1.)  развитие восприятия речи;

2.)  формирование фонематического анализа;

3.)  развитие артикуляторной моторики;

4.)  работа по непосредственной постановке звука.

Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].

Основные виды нарушений звуков [ш] и [ж] встречающихся у детей дошкольного возраста.

  • «Щечное » Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого  ж  к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.
  • «Нижнее» произношение [ш] и [ж].

Щель образуется на сближении кончика языка с твердым небом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании произносится твердый звук.

  • Заднеязычное произношение [ш] и [ж].

Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г].

  • Кроме случаев искаженного произношения [ш] и [ж], наблюдаются различные замены шипящих другими звуками (суба- шуба, зук- жук), среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.
Приемы постановки шипящих звуков. Сначала ставлю звук [ш], а затем на его базе ставлю [ж]. Постановку звука [ш] осуществляю рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог –са- и во время его произношения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного [ш//, фиксируется внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем надо сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук [а] (в резульитате слышетмся слог – ша-). Ребенок произности –са- при верхнем положении языка и вниматеельно прислушивается к тому какой звук при этом получается. При не нарушенном произнесении [р ] можно поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок произносит слог –ра- и в этот момент логопед прикасается зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении –ра- слышится –ша-, а при громком –жа-. От артикуляционного уклада звука. От звука Т.

Приемы постановки шипящих звуков.

  • Сначала ставлю звук [ш], а затем на его базе ставлю [ж]. Постановку звука [ш] осуществляю рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог –са- и во время его произношения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного [ш//, фиксируется внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем надо сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук [а] (в резульитате слышетмся слог – ша-). Ребенок произности –са- при верхнем положении языка и вниматеельно прислушивается к тому какой звук при этом получается.
  • При не нарушенном произнесении [р ] можно поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок произносит слог –ра- и в этот момент логопед прикасается зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении –ра- слышится –ша-, а при громком –жа-.
  • От артикуляционного уклада звука.
  • От звука Т.