Артикуляция звуков Ш, Ж, Щ. Дефекты этих звуков, встречающиеся у детей дошкольного возраста. Примеры их устранения .
Учитель – логопед Мухамадеева Гадиля Гафиулловна
Детский сад № 1 «Солнышко»
Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Чаще всего и наиболее резко проявляются нарушения шипящих звуков.
Многие дети с трудом и довольно поздно овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старшей группе детского сада много детей, не умеющих правильно произносить их.
Методика проведения обследования звуковой стороны речи детей.
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект ребенка необходимо обследовать его речь.
Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится индивидуально. Во время беседы с ребенком и слушания рассказываемой им сказки, рассказа, стихотворения у логопеда складывается представление о нарушенных у него звуках.
При обследовании речи логопед должен усадить ребенка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребенка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
Беседа должна проводится в вопросно-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут?, Где ты живешь? Если у тебя брат и сестра? Расскажи о них..» Затем можно предложить ребенку рассказать сказку, рассказ, запомнившийся случай, стихотворение. Беседа и рассказывание позволяют предварительно (или даже полностью, если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако, для того, чтобы точнее определить степень нарушения произношения необходимо детально обследовать произносительную сторону речи ребенка, а беседа и рассказывание нужны для снятия напряженности у ребенка.
Проверка звукопроизношения начинается с произношения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: [ш], [с], [ц],[ж], [з], [ч], [щ], [л], [р].
Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки.
Этапы логопедического воздействия.
I. Предварительный этап
1. Развитие ручной моторики.
2. Развитие ритма.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие речевого дыхания и голоса.
5. Закрепление правильного дыхания в процессе речи.
6. Развитие артикуляторной моторики.
7. Развитие слухового восприятия и внимания.
8. Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
II. Этап постановки звука
III. Этап автоматизации звука.
IV. Этап дифференциации звуков речи.
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Устранение недостатков произношения шипящих звуков
Работу по устранению недостатков, произношения шипящих звуков я провожу поэтапно.
Подготовительный этап.
Основная цель этого этапа – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Одной из важных задач является формирование установки на занятия: установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включаться.
Предварительный этап.
Этот этап является более продолжительным. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания. Провожу работу и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Этапы работы по устранению нарушений звукопроизношения.
Этап постановки звука
Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучение ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.
На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:
1.) развитие восприятия речи;
2.) формирование фонематического анализа;
3.) развитие артикуляторной моторики;
4.) работа по непосредственной постановке звука.
Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].
Основные виды нарушений звуков [ш] и [ж] встречающихся у детей дошкольного возраста.
- «Щечное » Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.
- «Нижнее» произношение [ш] и [ж].
Щель образуется на сближении кончика языка с твердым небом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук [щ], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании произносится твердый звук.
- Заднеязычное произношение [ш] и [ж].
Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым небом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г].
- Кроме случаев искаженного произношения [ш] и [ж], наблюдаются различные замены шипящих другими звуками (суба- шуба, зук- жук), среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.
Приемы постановки шипящих звуков.
- Сначала ставлю звук [ш], а затем на его базе ставлю [ж]. Постановку звука [ш] осуществляю рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог –са- и во время его произношения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного [ш//, фиксируется внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем надо сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук [а] (в резульитате слышетмся слог – ша-). Ребенок произности –са- при верхнем положении языка и вниматеельно прислушивается к тому какой звук при этом получается.
- При не нарушенном произнесении [р ] можно поставить [ш] и [ж] от этого звука ребенок произносит слог –ра- и в этот момент логопед прикасается зондом к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении –ра- слышится –ша-, а при громком –жа-.
- От артикуляционного уклада звука.
- От звука Т.