СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Атмосфера в советском обществе после окончания Великой Отечественной Войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Атмосфера в советском обществе после окончания Великой Отечественной Войны"»

МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района       Презентация к уроку истории России  на тему:  «Атмосфера в советском обществе после окончания Великой Отечественной Войны» Учитель истории и обществознания:  Гурова Елена Алексеевна, 1-я квалификационная категория 2019 год

МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района Презентация к уроку истории России на тему: «Атмосфера в советском обществе после окончания Великой Отечественной Войны»

Учитель истории и обществознания:

Гурова Елена Алексеевна,

1-я квалификационная категория

2019 год

 Исход любой войны в конечном счете всегда определяли люди. Неимоверное напряжение почти четырех лет противоборства с нацистской Германией СССР выдержал только благодаря «духовному стержню» и единению народа, сумевшему «не сломаться» после всех потерь и отстоять не только свою жизнь, но и существование народов Европы.  Эта война внесла огромные перемены в сознание поколения, вынесшего ее на своих плечах. Тем самым во многом было задано направление последующей советской истории...

Исход любой войны в конечном счете всегда определяли люди. Неимоверное напряжение почти четырех лет противоборства с нацистской Германией СССР выдержал только благодаря «духовному стержню» и единению народа, сумевшему «не сломаться» после всех потерь и отстоять не только свою жизнь, но и существование народов Европы.

Эта война внесла огромные перемены в сознание поколения, вынесшего ее на своих плечах. Тем самым во многом было задано направление последующей советской истории...

Последствия ВОВ  Война, опалившая миллионы советских людей, вместе с тем внутренне освободила многих из них, подняла в человеческом достоинстве, дала новый опыт и независимость мышления. На многое война заставила взглянуть по-другому, «самым суровым образом возвращала не только к горькой действительности, но и к подлинным ценностям и реальным представлениям, требовала сознательного выбора и самостоятельных решений. Победа 1945 г. укрепила авторитет Сталина, даже независимо от эффекта работавшей на это мощной пропагандистской машины. Но столь однозначного доверия к существовавшей системе, готовности принять любые ее действия, а тем более возобновившиеся репрессии, как перед войной, в обществе уже не было.  Эйфория победы несла в себе ожидание перемен в жизни советского общества.  Война вызвала притупление к классовому делению. Единый народ, отсутствие классовых врагов. Война, став сильным испытанием, надрывом – стала стимулом к лучшей жизни.

Последствия ВОВ

Война, опалившая миллионы советских людей, вместе с тем внутренне освободила многих из них, подняла в человеческом достоинстве, дала новый опыт и независимость мышления.

  • На многое война заставила взглянуть по-другому, «самым суровым образом возвращала не только к горькой действительности, но и к подлинным ценностям и реальным представлениям, требовала сознательного выбора и самостоятельных решений.
  • Победа 1945 г. укрепила авторитет Сталина, даже независимо от эффекта работавшей на это мощной пропагандистской машины. Но столь однозначного доверия к существовавшей системе, готовности принять любые ее действия, а тем более возобновившиеся репрессии, как перед войной, в обществе уже не было.
  • Эйфория победы несла в себе ожидание перемен в жизни советского общества.
  • Война вызвала притупление к классовому делению. Единый народ, отсутствие классовых врагов.
  • Война, став сильным испытанием, надрывом – стала стимулом к лучшей жизни.
Возрождение духа свободы Жажда лучшей жизни Рождение критического отношения к действительности

Возрождение духа свободы

Жажда лучшей жизни

Рождение критического отношения к действительности

Информационный прорыв Внутренний (война сдвинула все слои общества с насиженных мест ) Внешний (Советские солдаты увидели Европу своими глазами. Не поколебав строй в своей стране, обнаружили интерес к духовной культуре, материальным и техническим достижениям. Формируется новое восприятие жизни, не через идеологические рамки, а через жизненные реалии – вариантность бытия, ценность личного выбора).

Информационный прорыв

  • Внутренний (война сдвинула все слои общества с насиженных мест )
  • Внешний (Советские солдаты увидели Европу своими глазами. Не поколебав строй в своей стране, обнаружили интерес к духовной культуре, материальным и техническим достижениям. Формируется новое восприятие жизни, не через идеологические рамки, а через жизненные реалии – вариантность бытия, ценность личного выбора).
Критическая волна «снизу»  После окончания Великой Отечественной Войны распространяется тенденция написания писем советскими гражданами во властные структуры. Большинство писем посвящено бытовым проблемам. Критическое содержание не выходило за рамки констатации фактов и проблем, обстоятельств осложнявших или мешавших налаживанию мирной жизни. Акцент на необходимости поворота государства к реальному человеку. Фронтовики Послевоенная молодежь Интеллигенция

Критическая волна «снизу»

После окончания Великой Отечественной Войны распространяется тенденция написания писем советскими гражданами во властные структуры.

  • Большинство писем посвящено бытовым проблемам.
  • Критическое содержание не выходило за рамки констатации фактов и проблем, обстоятельств осложнявших или мешавших налаживанию мирной жизни.
  • Акцент на необходимости поворота государства к реальному человеку.
  • Фронтовики
  • Послевоенная молодежь
  • Интеллигенция
Фронтовое поколение  Вторая мировая война, пожалуй, как ни одна из других войн XX века, в которых участвовала Россия, выявила специфику психологии отдельных поколений и даже породила особое «фронтовое поколение».   «...Поколение – это люди, которые не просто одновременно живут на Земле, а, поглощенные одной идеей, одновременно действуют. Острое ощущение поколения возникает в периоды народных испытаний, – размышляет доктор искусствоведения, кавалер шести боевых орденов С. Фрейлих. – Великая Отечественная война разбудила самосознание каждого из нас, это она сделала нас поколением, которое теперь называется военным. Она поставила каждого из нас как личность в новое соотношение с Историей и Народом».

Фронтовое поколение

Вторая мировая война, пожалуй, как ни одна из других войн XX века, в которых участвовала Россия, выявила специфику психологии отдельных поколений и даже породила особое «фронтовое поколение».

  «...Поколение – это люди, которые не просто одновременно живут на Земле, а, поглощенные одной идеей, одновременно действуют. Острое ощущение поколения возникает в периоды народных испытаний, – размышляет доктор искусствоведения, кавалер шести боевых орденов С. Фрейлих. – Великая Отечественная война разбудила самосознание каждого из нас, это она сделала нас поколением, которое теперь называется военным. Она поставила каждого из нас как личность в новое соотношение с Историей и Народом».

 Во время ВОВ национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими. Война сразу же стала Народной и Отечественной. Не случайно имя коммунистического вождя власть попыталась связать воедино с национальным понятием: политруки поднимали бойцов в атаку с призывом «За Родину! За Сталина!». Только обращаясь к глубинам народного духа, система могла выжить, но, спасая себя, она спасала страну: гибель советского государства означала бы гибель России. В тех условиях интересы народа, страны и государства оказались в главном тождественны.

Во время ВОВ национально-государственные интересы страны подчинили себе советскую систему и даже частично трансформировали коммунистическую идеологию. Идеи мировой революции были отброшены, а понятия «Родина», «Отечество», еще недавно публично предававшиеся анафеме, оказались в сознании народа определяющими. Война сразу же стала Народной и Отечественной. Не случайно имя коммунистического вождя власть попыталась связать воедино с национальным понятием: политруки поднимали бойцов в атаку с призывом «За Родину! За Сталина!». Только обращаясь к глубинам народного духа, система могла выжить, но, спасая себя, она спасала страну: гибель советского государства означала бы гибель России. В тех условиях интересы народа, страны и государства оказались в главном тождественны.

 Многие фронтовики вспоминают Великую Отечественную как время духовного очищения «...Мы ощущали, что в наших руках судьба родины, – вспоминал писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев, – и вели себя соответственно этому представлению, чувствуя себя гражданами в полном и подлинном смысле этого слова... Для нашего поколения война оказалась самым главным событием в нашей жизни, самым главным! Так мы считаем и сейчас и совсем не собираемся “списывать” все то великое, что совершил народ в те страшные, тяжкие, но незабываемые годы. Слишком высок был духовный взлет всех воюющих, слишком чисты и глубоки были патриотические чувства»

Многие фронтовики вспоминают Великую Отечественную как время духовного очищения

«...Мы ощущали, что в наших руках судьба родины, – вспоминал писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев, – и вели себя соответственно этому представлению, чувствуя себя гражданами в полном и подлинном смысле этого слова... Для нашего поколения война оказалась самым главным событием в нашей жизни, самым главным! Так мы считаем и сейчас и совсем не собираемся “списывать” все то великое, что совершил народ в те страшные, тяжкие, но незабываемые годы. Слишком высок был духовный взлет всех воюющих, слишком чисты и глубоки были патриотические чувства»

 «Фронтовое поколение» нельзя представлять неким монолитом. Оно не было единым, как любое поколение людей с разными взглядами, чувствами, судьбами, и само включало в себя несколько – в демографическом смысле – поколений, личностно формировавшихся в неодинаковых исторических условиях. Участие разных поколений – сыновей, отцов и даже дедов – специфика мировых войн, причем во Второй мировой войне возрастной диапазон рядового состава армий был еще большим, нежели в 1914-1918гг.  Запись добровольцев в Красную Армию на заводе им.Сталина (1941)

«Фронтовое поколение» нельзя представлять неким монолитом. Оно не было единым, как любое поколение людей с разными взглядами, чувствами, судьбами, и само включало в себя несколько – в демографическом смысле – поколений, личностно формировавшихся в неодинаковых исторических условиях. Участие разных поколений – сыновей, отцов и даже дедов – специфика мировых войн, причем во Второй мировой войне возрастной диапазон рядового состава армий был еще большим, нежели в 1914-1918гг.

Запись добровольцев в Красную Армию на заводе им.Сталина (1941)

Тематика обращений к власти Проблемы налаживания мирной жизни; В письме бывшего командира взвода, имеющего 4 правительственные награды, раненного А.И.Тарасова к В.М.Молотову сообщалось о том, что он оказался совершенно беспомощным в попытках хоть как-то обеспечить свою семью едой и одеждой (жена и трое детей): «Ведь я не прошу подаяния, не прошу никаких денежных пособий… Ведь я прошу ордер на приобретение промтоваров в государственном магазине»

Тематика обращений к власти

  • Проблемы налаживания мирной жизни;
  • В письме бывшего командира взвода, имеющего 4 правительственные награды, раненного А.И.Тарасова к В.М.Молотову сообщалось о том, что он оказался совершенно беспомощным в попытках хоть как-то обеспечить свою семью едой и одеждой (жена и трое детей): «Ведь я не прошу подаяния, не прошу никаких денежных пособий… Ведь я прошу ордер на приобретение промтоваров в государственном магазине»
Радикально-новационные идеи (преобразования в экономической сфере) Письмо беспартийного бухгалтера С.Д.Александера в ЦК ВКП(Б) под названием «Послевоенная отечественная экономика». Суть его предложений сводилась к следующему: преобразовать государственные предприятия в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет всем полномочный выборный совет акционеров; децентрализовать функции снабжения предприятий сырьем, топливом и материалами; отменить обязательные поставки, то есть систему госзаготовок, предоставив колхоза и совхозам возможности свободно продавать продукцию по ценам, складывающимся на рынке; ликвидировать государственную торговлю, передав её функции торговым кооперативам и паевым товариществам
  • Радикально-новационные идеи (преобразования в экономической сфере)
  • Письмо беспартийного бухгалтера С.Д.Александера в ЦК ВКП(Б) под названием «Послевоенная отечественная экономика». Суть его предложений сводилась к следующему: преобразовать государственные предприятия в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет всем полномочный выборный совет акционеров; децентрализовать функции снабжения предприятий сырьем, топливом и материалами; отменить обязательные поставки, то есть систему госзаготовок, предоставив колхоза и совхозам возможности свободно продавать продукцию по ценам, складывающимся на рынке; ликвидировать государственную торговлю, передав её функции торговым кооперативам и паевым товариществам
Либеральные идеи (отзывы на проекты Конституции). Выдержанные в целом в рамках довоенной политической доктрины, отзывы и предложения на проекты Конституции, вместе с тем они содержали ряд прогрессивных положений в плане развития прав и свобод личности, демократических начал во внутрипартийной и общественной жизни, допущению мелкого частного хозяйства и кустарей. Чаще всего звучали идеи о необходимости децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав местам и наркоматам. Были предложения о ликвидации судов военного времени, военных трибуналов, по проекту программы – о расширении внутрипартийной демократии, освобождении партии от функций хозяйственного управления, разработке принципов ротации кадров.
  • Либеральные идеи (отзывы на проекты Конституции).
  • Выдержанные в целом в рамках довоенной политической доктрины, отзывы и предложения на проекты Конституции, вместе с тем они содержали ряд прогрессивных положений в плане развития прав и свобод личности, демократических начал во внутрипартийной и общественной жизни, допущению мелкого частного хозяйства и кустарей. Чаще всего звучали идеи о необходимости децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав местам и наркоматам. Были предложения о ликвидации судов военного времени, военных трибуналов, по проекту программы – о расширении внутрипартийной демократии, освобождении партии от функций хозяйственного управления, разработке принципов ротации кадров.
Политические кампании 1946-1947 годов. Агитационно-пропагандистская предвыборная кампания наводила на мысли по поводу судьбы советской демократии. Письмо А.Аладжалова Сталину (27 декабря 1945 года): « У нас в стране нет другого пути, чтобы выразить то, что жжет душу, что никак в себе удержать нельзя, кроме одного пути-писать тебе…И даже ты, товарищ Сталин, поддерживаешь это лицемерие (по поводу демократии). Зачем тебе действительно, великий Сталин, ведущий нас от победы к победе, импонирующий миру и истории, зачем тебе унижаться этим лицемерием? Каждое твое слово величественно. Ты спокойно можешь сказать, что у нас из-за капиталистического окружения произошла задержка, что демократия у нас осуществляется далеко не полно, но демократическое переустройство государственности в ближайшее время неизбежно….Пока власть в твоих руках, народ будет поддерживать строй, но, собственно говоря, не строй, а тебя – переложи на народ эту тяжесть, сделай народ ответственным за свою судьбу, за свой государственный строй..»
  • Политические кампании 1946-1947 годов. Агитационно-пропагандистская предвыборная кампания наводила на мысли по поводу судьбы советской демократии.
  • Письмо А.Аладжалова Сталину (27 декабря 1945 года): « У нас в стране нет другого пути, чтобы выразить то, что жжет душу, что никак в себе удержать нельзя, кроме одного пути-писать тебе…И даже ты, товарищ Сталин, поддерживаешь это лицемерие (по поводу демократии). Зачем тебе действительно, великий Сталин, ведущий нас от победы к победе, импонирующий миру и истории, зачем тебе унижаться этим лицемерием? Каждое твое слово величественно. Ты спокойно можешь сказать, что у нас из-за капиталистического окружения произошла задержка, что демократия у нас осуществляется далеко не полно, но демократическое переустройство государственности в ближайшее время неизбежно….Пока власть в твоих руках, народ будет поддерживать строй, но, собственно говоря, не строй, а тебя – переложи на народ эту тяжесть, сделай народ ответственным за свою судьбу, за свой государственный строй..»
Послевоенная молодежь  Послевоенная молодежь –особый феномен. Те, кто во время войны были детьми. Объединяло их то, что они очень рано стали взрослыми, воспитаны на чисто нравственной основе военных лет, не испытали страха 1937-39 годов, не испытали краха надежд, наличие тяги к знаниям. Существование особого запаса внутренней энергии, который необходимо было реализовать. Молодежная среда достаточно сильно охвачена чувством ожидания перемен. Эти чувства приобрели осознанную установку.  новые настроения и нравственно- психологические установки вскоре обнаруживаются в проявлении так называемого «молодежного фрондизма».

Послевоенная молодежь

Послевоенная молодежь –особый феномен. Те, кто во время войны были детьми. Объединяло их то, что они очень рано стали взрослыми, воспитаны на чисто нравственной основе военных лет, не испытали страха 1937-39 годов, не испытали краха надежд, наличие тяги к знаниям. Существование особого запаса внутренней энергии, который необходимо было реализовать. Молодежная среда достаточно сильно охвачена чувством ожидания перемен. Эти чувства приобрели осознанную установку.

новые настроения и нравственно- психологические установки вскоре обнаруживаются в проявлении так называемого «молодежного фрондизма».

Интеллигенция   Интеллигенция раньше других замечала перемены в обществе, раньше других и осознала. Стала ощущать и выражать установку на обновление.  Война примирила Сталина с интеллигенцией. Желала служить, а не прислуживать.  Особое внимание на: идеи большей свободы творческого поиска; - более правдивое изображение действительности; - идею гуманизма (поворот к реальному человеку); - идею демократической трансформации общества и режима.

Интеллигенция

Интеллигенция раньше других замечала перемены в обществе, раньше других и осознала. Стала ощущать и выражать установку на обновление.

Война примирила Сталина с интеллигенцией. Желала служить, а не прислуживать.

Особое внимание на:

  • идеи большей свободы творческого поиска;
  • - более правдивое изображение действительности;
  • - идею гуманизма (поворот к реальному человеку);
  • - идею демократической трансформации общества и режима.

Письмо Б.А.Мокроусова товарищу Сталину

« Дорогой Товарищ Сталин!

26 октября 1950г. В газете "Комсомольская правда" была напечатана песня "Россия - наша Родина" - повествующая о борьбе русских людей за дело мира. Эта песня для меня композитора - песенника имеет принципиальное значение, поэтому и хочу рассказать о ее судьбе .Советские композиторы создали немало песен о мире. Среди них есть и хорошие песни. Но большинство из них, все же предназначены для профессионального хорового исполнения. Мне хотелось создать массовую песню о борьбе за мир. Чтоб она была боевой и теплой, жила на демонстрациях и быту, была сразу запоминающейся. Когда я впервые показал эту песню в Радиокомитете она обсуждалась при закрытых дверях и получила отрицательную оценку, а в Музыкальном Издательстве вызвала недоумение:- дескать, как это можно писать песни о мире , беря интонации из музыкально-бытового арсенала, что такие песни издавать сразу опасно, она и сама пробьет себе дорогу, подождем пока покажет время, а потом можно и издать.

Прежде чем печатать свою песню "Россия – наша Родина" я предварительно демонстрировал ее перед рядом аудиторий гор. Москвы, как-то: на митинге в защиту мира, в Московском Юридическом Институте, на собрании партактива Свердловского Райкома партии, на концерте для танкистов в Союзе Композиторов и т.д. Песня везде имела восторженный прием. На митинге в защиту мира в Московском Юридическом Институте, на котором присутствовала многочисленная аудитория студентов и профессоров, песня исполнялась трижды и пелась всем залом. В редакции газеты "Комсомольская правда", где присутствовали работники "Правды" и журнала "Большевик", песня также получила одобрение , пелась всем залом и была напечатана. После опубликования песни и начались ее мытарства.

4 ноября п.г. состоялось расширенное собрание секции массовых жанров при Союзе Советских композиторов, на котором песня подверглась уничтожающей критике. Оратор Книппер договорился до того, что обвинил меня в космополитизме. Почти все руководящие работники секции призывали бороться с этой песней решительным образом, т. к. по их мнению она как чума может поразить массы и нанесет вред нашей песенной культуре (по стенограмме). Мои доводы, что эта песня имеет успех в самых различных аудиториях, и что категорическое ее запрещение не имеет никаких оснований, что народ сам разберется хороша она или плоха, явились неубедительными….»

Дорогой товарищ СТАЛИН!

Борьба за мир для всех советских людей является самой генеральной задачей. Нет темы более острой и жизнепотребной. Я как советский композитор- песенник, внес свою посильную ношу, написав песню "Россия – наша Родина". Я даже допускаю. что эта песня является не оригинальной, не несет в себе откровения, но если она близка и глубоко понятна народу, если она несет в себе частицу в дело укрепления мира, это для меня уже является высшей наградой за труд.

Я Вас прошу уделить три минуты времени, прослушать эту песню в механической записи и сказать о ней свое слово. Достойна она внимания нашего народа или нет.

Москва, Фрунзенский плац,                                                                                        Борис Мокроусов

Дом №2, кв.18

Тел. Г6-14-19   

  Интеллигенция настойчиво стремилась к правдивому отображению жизни. В 1946 году появилась повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», затем В.Пановой «Спутник», Казакевича «Звезда». Это были произведения о войне «как она есть» - без выдуманной героики, без ложного пафоса, о войне как о трудной и опасной работе.  Открыто поставив вопрос о правде жизни и правде искусства, интеллектуальная мысль не отступала от данной заданности, несмотря на запреты.

Интеллигенция настойчиво стремилась к правдивому отображению жизни. В 1946 году появилась повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», затем В.Пановой «Спутник», Казакевича «Звезда». Это были произведения о войне «как она есть» - без выдуманной героики, без ложного пафоса, о войне как о трудной и опасной работе.

Открыто поставив вопрос о правде жизни и правде искусства, интеллектуальная мысль не отступала от данной заданности, несмотря на запреты.

 Общественно-политическая атмосфера первых послевоенных лет питалась духовно-нравственным потенциалом победы. Среди народа, пережившего самое тяжелое испытание жизни были распространены ожидательные настроения.

Общественно-политическая атмосфера первых послевоенных лет питалась духовно-нравственным потенциалом победы. Среди народа, пережившего самое тяжелое испытание жизни были распространены ожидательные настроения.