СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Аукцион знаний" по басням И.А.Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Аукцион знаний" по басням И.А.Крылова»

Эзоп VI век до н. э.
Эзоп (Эсоп) считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний - эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. В самые мрачные периоды истории, когда за правдивое слово можно было лишиться головы, человечество не впадало в немоту лишь потому, что у него в арсенале был эзопов язык - оно могло выражать свои мысли, воззрения, протесты в сюжетах из жизни животных, птиц, рыб.
С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы мудрости.
По преданиям, Эзоп родился в VI веке до н. э. во Фригии (Малая Азия) , был рабом, а затем вольноотпущенником. Некоторое время жил при дворе лидийского царя Креза в Сардах. Позднее, находясь в Дельфах, был обвинен жреческой аристократией в святотатстве и сброшен со скалы.
Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозаическом изложении.
Басням из этого сборника писатели разных эпох придавали литературную форму. В I веке н. э. этим прославился римский поэт Федр, а во II веке - греческий писатель Вабрий. В средние века басни Эзопа и Федра выпускались специальными сборниками и были очень популярны. Из них черпали сюжеты баснописцы нового времени Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, И. И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И. А. Крылов в России.

Федр - древнеримский баснописец. Жил Федр в 1 в. по Р. Хр. ; родом был из римской провинцииМакедонии. В Италию попал, вероятно, еще очень молодым; судя по заголовку его произведений, он был вольноотпущенником Августа.
Честолюбие побудило его заняться поэзией. Он решил переложить латинскими
ямбами Эзоповы басни, но уже во 2-й книге вышел из роли подражателя и
написал басню на сюжет из жизни Тиберия. Стремление поэта сблизить темы
своих произведений с современностью оказалось гибельным для него, так
как в это время императорская власть начинала уже преследовать свободу
литературы, а многочисленные доносчики жадно пользовались всяким случаем
для возбуждения процессов по оскорблению величества. Всемогущий любимец
Тиберия, Сеян, усмотрел в некоторых баснях намек на свою особу и
причинил поэту много неприятностей, может быть даже отправил его в
изгнание. При Калигуле Федр, вероятно, выступил с третьей книгой своих
басен. Этой книгой поэт хотел закончить свою поэтическую деятельность,
чтобы "оставить что-нибудь для разработки и своим будущим собратьям", но
это не помешало издать ему четвертую и пятую книги. Умер Федр, вероятно,
около 87 - 88 гг. по Р. Хр. Одному из своих покровителей он гордо
заявлял, что имя его будет жить, пока будут чтить римскую литературу, но
он рассчитывал скорее на будущие поколения, чем на современников,
отношение которых к нему он сравнивает с отношением петуха к жемчужному
зерну. Стремясь исключительно к славе, Федр не домогался никаких
материальных выгод. Главная его заслуга заключается в том, что он ввел в
римскую литературу басню, как самостоятельный отдел; раньше она
встречалась в произведениях разных писателей только спорадически.
Несмотря на неоднократные заявления баснописца о своей
самостоятельности, он в лучших своих произведениях остается только
подражателем Эзопа. Его попытки сочинять басни в духе Эзопа следует
признать неудачными.



Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей “Басни” стр. 244 -245 Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч.1 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова – 4-е издание. – М.: Мнемозина, 2001.)

Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока):

  • Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, с текстом басни.

  • Учимся умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни.

  • Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.

См. статью ниже!

Аспекты учебной деятельности

Уровень литературного развития

Аргументация целесообразной учебной деятельности

низкий

средний

высокий

1.

Методы обучения

Репродуктивная деят-ть

Частично-поисковый

Исследовательский

 

2.

Вопросы

Викторина по басням И.А.Крылова ( “Из каких басен эти строки?”, “Продолжи крылатые слова…”)

Сообщение о баснописцах

(Эзоп, Лафонтен )

Словарная работа: аллегория (эзопов язык), мораль.

Почему эпиграфом к разделу взяты слова И.А.Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать!”?

Чем напоминает басня сказки и чем отличается от них?

Развитие читательского кругозора и элементарных навыков сопоставительного анализа.

3.

Повторяем материал

Басни,

с которыми учащиеся были знакомы уже в начальной школе и познакомились самостоятельно

Термины, развитие

речи.

Нравоучительный вывод, работа с терминами: сказка – басня.(Работаем с определением басни и составляем опорный конспект)

1-я группа – заинтересовать, дать возможность поработать с текстами, составление викторины и ее проведение в классе.

2-я группа – повторение терминов, необходимых для работы на уроке, проведение терминологической пятиминутки (в любой форме по желанию ребят)

3-я группа – сопоставительная работа, представление опорных конспектов по теме, составленных ребятами попарно, индивидуально или в группе

4.

Внутрипредметные связи

Навык работы с литерат. произведениями

Самостоят. поиск информации

Умение строить монологическое высказывание, аргументировать свои мысли.

1-я группа – формирование

Навыка работы со справочной литературой.

2-я, 3-я группы – задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи.

5.

Межпредметные связи

Подобрать иллюстрации по теме “Отечественная война 1812 года”

Узнать имена героев войны 1812 года, найти портреты и принести на урок.

История: Отечественная война 1812 года (небольшое.сообщение)

1-я группа – формирование

Навыка работы со справочной литературой.

2-я, 3-я группы-задания ориентированы на самостоятельный поиск информации и развитие речи.

6.

Самостоятельная работа по группам

(карточки-информаторы)

Когда, где и в какой семье родился Крылов? Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснописца и его тщательной работе над собой? Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких поступках Крылова выразилась его тяга к знаниям, искусству, к общению с людьми разных слоев?

Современником каких исторических событий и великих людей был Крылов?

Почему именно басни заняли основное место в творчестве Крылова ? (Эпиграф к теме)

1-я группа – вопросы

репродукт., рассчитаны на запоминание и воспроизведение фактов.

2-я группа – вопрос на частично- поисковую деят- ть и обобщение фактов.

3-я группа – самостоятельная исследоват. деят- ть.

7.

Контроль и обратная связь

По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какие слова писателя передают возникший переполох на псарне?

Зачитайте мораль басни. В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова?

Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Вовлечение в работу всего класса, организация для каждого ученика интересной и посильной поисковой деятельности.

8.

Планируемые результаты

Знать отличительные признаки басни, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

Умение строить монологический ответ, рассуждать, работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности

Работа с текстом, позволяющая развивать навыки аналитической деятельности, развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения

Знакомство с текстом басни “Волк на псарне”, развитие у учащихся правильного понимания смысла басни и ее морали, умения доказать текстом это понимание. Обучение монологическому высказыванию по теме, а у сильных учеников развивать умение аргументировать свои мысли. Воспитание любви к родной литературе.

9.

Фомы организации учебной деятельности

Выразительное чтение (фронтальная работа, индивидуальная)

Выразительное чтение по ролям (групповая работа, индивидуальная)

Элементы анализа произведения, творческое задание –устное мини-сочинение в группе “ Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?”

1-я группа -предоставляется возможность поработать с текстом каждому ученику, попробовать свои силы.

2-я группа – развивается умение работать как индивидуально, так и в паре, в группе.

3гр.- задание позволяет сильным ученикам развивать умение аргументировать свои мысли, работать в группе, приучает к сотворчеству, умению выслушивать и принимать во внимание чужое мнение.

10.

Домашнее задание (по выбору учащихся)

Выразительно прочитать басню. Подумайте, как передать при чтении лицемерие Волка, мудрость Ловчего и переполох на псарне.

Чтение басни в лицах. Инсценировка.

К каким другим случаям из жизни можно применить эту басню? Об одном из подобных случаев расскажи или напиши короткий рассказ.

Учащиеся сами определяют, что им интересно, что по силам. Это снимает

Негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки







Страницы русской классики "Басни И.А. Крылова". Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе

  • Тестова Людмила Михайловнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве И.А.Крылова.
2.Развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие басен  И.А.Крылова и обучать выразительному  чтению.
3.Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к русской классической литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с пословицами, портрет баснописца, у каждого ученика учебник “В океане света” Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой 4 кл., ч.1; сборники басен И.А.Крылова; выставки рисунков-иллюстраций к басням, альбом иллюстраций по произведениям И.А.Крылова.

Ход урока

 

Поэт и мудрец слились в нем воедино.

Н.В. Гоголь

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости. Садитесь. Прочитайте тему урока.
(«Страницы русской классики. Басни. И.А. Крылова»)

II. Проверка домашнего задания.

- А кто из вас знает басни И.А.Крылова наизусть.

Чтение детьми басен “Свинья под дубом ”, «Лебедь, Щука и Рак», “Стрекоза и муравей” наизусть

Слайд № 1,2 иллюстрации к басням  Приложение1

III. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему они учат. 1 мин.
- Вспомните, чем удивительна и необычна была жизнь Ивана Андреевича Крылова. 2 мин.

Высказывания детей, опираясь на материал статей “Заветный сундучок”, и “Лавровый венок” (по И.Сергееву) 2мин

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной, ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Будущий писатель получил скудное образование, но в нем жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Басни встречались с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти.

- Все творчество баснописца было прочно связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны народной мысли.
“Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”. Слайд № 3 слов Гоголя (2мин)
- Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке?

(Это мудрый человек с открытым лицом, добрыми и проницательными глазами)

Какой жанр литературы использовал И.А.Крылов для своих произведений? (Басня)
- А что такое басня? 1 мин

(Басня – это вымысел, выдумка) 1мин

- Да, Крылов в своих произведениях помогает людям узнавать самих себя, помогает им обнаруживать свои недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Баснописец учит мудрости жизни. Познакомиться с басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.

2. Чтение басни “Ворона и лисица”. (5 мин) Слайд № 4 иллюстрация к басни

- Сейчас ребята мы  прочитаем одну из самых известных классических басен И.А.Крылова, которую знает каждый русский человек, уважающий себя и любящий русскую литературу.

Чтение басни  “Ворона и лисица” по ролям.

- Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне? 1мин

(Лесть, глупость)

- Что такое мораль?

(Мораль – это логический, поучительный вывод из чего – нибудь)

- Какова мораль этой басни?1мин

(В мире существует такой порок, как лесть, её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых людей. Не нужно быть глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где – ложь)1мин

- Мораль прочитаем все вместе хором.
- Какой пословицей можно выразить главную мысль этой басни?1мин

  (Держи ухо востро).1мин Слайд № 5 пословица

Как вы понимаете смысл этой пословицы? 1мин
- Вы очень хорошо потрудились и, наверное, устали. Так давайте отдохнём.

IVФизкультминутка (2 мин.)

Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки- 
Громче и быстрей!
По коле ночкам ударим-
Тише! Тише! Тише!
Ручки, ручки поднимаем-
Выше! Выше! Выше!
Завертелись наши ручки;
Снова опустились
Мы на месте покружились
И остановились.

V.Викторина 
 
-А сейчас я предлагаю вам  поучаствовать в викторине. И узнаем, кто лучше знает содержание басен И.А.Крылова.
- У каждого из вас на столе лежат листы с фрагментами текста, и ребята каждого ряда будут зачитывать отрывки из басен. 
Ваша задача – угадать,  из какой басни эти строки?

Задание №1. “ Узнай название басни по её отрывку” 4 мин  Приложение2

1 ряд (зачитывают отрывки из басен для 2,3 ряда)

1. Да только воз и ныне там.
(“Лебедь, Щука и Рак ”)
2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(“Квартет”).

2 ряд (зачитывают отрывки из басен для 1,3 ряда)

1. Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
(“Мартышка и очки”).
2. Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней.
Прокорми и обогрей!
(“Стрекоза и муравей”).

3 ряд (зачитывают отрывки из басен для 1,2 ряда)

1. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
А Васька слушает да ест”.
(“Кот и повар”).
2. Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
( “Слон и Моська”).

Задание №2. «Узнай героя басни» 2 мин

Кто лето красное пропел? {стрекоза) «Стрекоза и муравей»
Кто нашел жемчужное зерно? {петух) «Петух и Жемчужное зерно»
Какие грызуны щуке хвост отъели? {крысы)  «    »
На кого лягушка хотела быть похожа? {вол) «Лягушка и Вол»
Кто наделал славы, а моря не зажег? {синица)  «Синица»
Кому осел посоветовал познакомиться с петухом?  «    »
Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (виноград) «Лисица и Виноград»
Кто насолил всей деревне? (волк) «   »
Кривляки в баснях Крылова (обезьяны)  «     »
В какой басне лев воевал и с кем? (барс) «    »
К кому воробей обращается с такими словами: «Всё ваша музыка плоха!..»
- Чтобы ответить на последний вопрос надо прочитать басню «Кукушка и Петух»

3. Чтение басни Кукушка и Петух” 3 мин Слайд № 6 иллюстрация к басни

- Какие недостатки людей высмеивает Крылов в этой басне?  1мин

(Лесть, подхалимство)

- Чему вас учит эта басня? 1мин

(Нужно быть честным по отношению к себе и к другим. Говорить только то, что есть на самом деле, не кривить душой)

- Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? 1мин

(Лучше горькая правда, чем сладкая ложь) Слайд № 7 пословица

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? 1мин
- Какие слова из басни являются моралью? 1мин
- Какие выражения в русском языке называются «крылатыми»?
(Крылатые выражения – образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление)
- А какие слова из других басен И.А.Крылова стали крылатыми выражениями? 
(Да только воз и ныне там. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. У сильного всегда бессильный виноват.)

VI. Итог урока. Слайд № 8 (иллюстрации 5 - 6 басен, коллаж)

- Сегодня мы постарались вспомнить басни И.А. Крылова, с которыми познакомились на уроках. 1мин
-Какие человеческие слабости и пороки высмеивал автор в своих произведениях? 1мин

(Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь, лицемерие, равнодушие к чужому горю, хвастовство, душевную чёрствость, подхалимство, лень, неблагодарность)

Чему вас научили басни? 1мин

(Быть честным и искренним по отношению к себе и другим людям, быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым) 1мин

VII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение басни, которую мы не читали на уроке. Нарисовать к ней иллюстрацию.1мин

VIII. Заключительное слово учителя

- Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром.

Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”. Слайд № 9

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о мудрости этих басен, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. 
Спасибо за урок!







Урок-викторина по басням И.А. Крылова для 5-го класса

  • Ряховская Надежда Васильевназаместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цель урока:

1. Показать нравоучение, мораль басен Крылова.
2. Проверить знание басен.
3. Учить выразительному чтению басен, инсценированию.

Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.

Ход урока:

I. 1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают написанные дома рассказы, похожие на басню.

4. Беседа.

  • Дать определение басни. (Басня - это короткий рассказ, чаще сценка с диалогом или разговором между действующими лицами).

  • Понравилась ли вам, какая-либо басня Крылова? Прочтите наизусть или выразительно.

II. Проведение викторины. В викторине принимают участие две команды. Участники распределены заранее, определяется жюри.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.

Задание 2. Отличить стихотворение от басни.

1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода: 
Есть у нее на всю зиму еда.
(Стихотворение)

б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
(басня)

2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограда кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко. 
(басня)

б) Оранжевой лисице 
Всю ночь морковка снится - 
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

3. а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
“Я осел, а не олень”. 
И тогда сказала мама:
“До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел”?

б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье”?

4. а) В прекрасный летний день,
Бросая по долине песнь,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленью,
И вот как о себе зефирам толковали.........

б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:
С фиолетовой сирень будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

  • Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?

Задание 3. Узнай басню.

Учитель читает отрывок из басни, а дети прослушав, должны сказать название.

“Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?!
(“Петух и Жемчужное Зерно”)

Лягушка на лугу увидев Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться
(“Лягушка и Вол”)

Тут повар на беду, из кухни кинул кость,
Вот новые друзья к ней взапуски несутся.
(“Собачья дружба”)

Не знаю, как и чем, а знаю что сначала 
Лиса Оленя поимала
И шлет к товарищам послов,
Чтоб шли делить счастливый лов...
(“Лев на ловле”)

Задание 4. Продолжи строку.

Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.

  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....

  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
    Н аель Ворона взгромоздясь.....

Задание 5. Инсценирование басен. Кто лучше?

1 команда - “Демьянова уха”
2 команда - “Волк и ягненок”

Задание 6. Угадать к какой басне данные иллюстрации и озвучить их

1 команда - иллюстрация: волк показан генералом.
2 команда - иллюстрация: волк сидит в углу.

Подвести итог викторины. За каждый правильный ответ команда получала жетон.

III. Заключительное слово учителя. Запись в тетради слов Белинского:

“Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

IV. Итог урока, выставление оценок.

Д/З. Подготовиться к внеклассному чтению.



Литературная игра «Викторина "Басни дедушки Крылова"»

  • Алтынова Татьяна Викторовнаучитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

Цели урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; расширение представления учащихся о своеобразии басен Крылова; активизация творческой активности, развитие творческих способностей.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Сегодня мы проводим литературную игру – викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых будут выбраны лучшие знатоки басен.

1. Литературная разминка.

1. Назовите 5 басен, героем которых является лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”, “Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание Льва” и др.)

2. В какой басне:

а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)

б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона и Лисица”)

в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” (“Волк и Ягненок”)

г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)

д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)

Чтение басни Крылова наизусть.

2. “Крылатые слова”

Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

Перед вами “крылатые” выражения, записанные на карточках и названия басен. Вы должны соединить название и “крылатое” выражение.

1 команда.

“А ларчик просто открывался”

“Ларчик”

“А воз и ныне там”

“Лебедь, Щука и Рак”

“За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?”

“Кукушка и Петух”

2 команда.

“А Васька слушает да ест”

“Кот и Повар”

“Хоть видит око, да зуб неймет”

“Лисица и Виноград”

“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на Слона!”

“Слон и Моська”

Инсценировка басни “Кукушка и Петух”

3. Конкурс капитанов.

В какой басне была следующая мораль?

А) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (“Ворона и Лисица”)

Б) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит; 
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)

В) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)

Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу 
Без шуму”. (“Две бочки”)

Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)

Чтение басни наизусть.

Игра со зрителями

Детям предлагаются рисунки к различным басням. Они должны угадать к какой басне создан рисунок.

Пантомима – изобразить героев басни И.А.Крылова “Мартышка и Очки

4. “Разгадай кроссворд”

Прочитав “крылатые” выражения, написав из каких они басен, вы узнаете их автора.

  1. Щуку бросили в реку.

  2. А ларчик просто открывался.

  3. Слона – то я и не приметил

  4. Как белка в колесе

  5. Все кажется в другом ошибкой нам.

  6. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4. “Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )

Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”

5. “Кто сказал?”

а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”)

б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)

в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух. “Кукушка и Петух”)

г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь “Трудолюбивый медведь”)

д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)

Инсценировка басни “Слон и Моська”

Вопросы болельщикам

1. Какими строчками заканчиваются следующие басни: 
“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)
“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)
“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была плутовка такова”)

2. Вставьте пропущенные слова в названия басен

“Мартышка и …”
“Слон и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”

6. “Угадай-ка”

Перед вами первые и последние строчки басен. Назовите басни.

1 команда:

а) “К кому-то принесли от мастера ларец…” (“Ларчик”)
б) “У сильного всегда бессильный виноват…” (“Волк и Ягненок”)
в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит…” (“Мартышка и Очки”)

2 команда:

а) “А польза в ней не так ,как в первой, велика…” (“Две бочки”)
б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и Виноград”)
в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и кот”)
г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)

Жюри подводит итоги.

Игра со зрителями

  1. С помощью этого предмета можно было увидеть, “что это там за рожа”. Что это за предмет?

  2. Назовите героиню, которая совсем “без драки” хочет “попасть в большие забияки”. (Моська.)

  3. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”)

  4. Куда попал “волк ночью, думая залезть в овчарню” (На псарню.)

Заключительное слово учителя

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Познакомиться с басней Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. И наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И.А.Крылова.