“ Его стихов пленительная
сладость
Пройдёт веков завистливую
даль… ” А.С.Пушкин
Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Вспомним факты биографии:
- Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи.
- В 14 лет дебютирует в печати.
- Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.)
- Редактор журнала “ Вестник Европы ” .
- В 1812 г.поступает в ополчение.
- Близкий друг А.С.Пушкина.
- Один из излюбленных жанров – элегия.
1). Интерес к сильной, исключительной личности.
2). Взгляд на жизнь “ сквозь призму сердца ” .
3). Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному.
4). Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического.
5). Мучительное переживание разлада с действительностью.
6). Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
7). Склонность отражать бессознательную форму движения души (сон).
Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика.
Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью.
А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.
- На холме, сквозь зелёной рощи,
- Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!
При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья…
Что такое баллада?
Где впервые она появилась?
Докажите, что «Светлана»
В.Жуковского – это баллада.
«Раз в крещенский вечерок*
Девушки гадали…»
* Ночь с 18 на 19 января.
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка .
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.
Цвета
Звуки
Чувства Светланы
Цвета
Звуки
Белый плат (платок)
Тускло свет ит луна
Су мрак
Белая пелена
Свеч а
Темно
Пыхнул огон ёк
Тускнеет
Чёрный
Блест ят
Блед ен
Мрачнее
Голубочек белый
Черный цвет против белого!!! (Добро против зла)
Чувства Светланы
Мёртвое молчание
С треском пыхнул огонек
Крикнул жалобно сверчок
Кто-то стукнул
Стучит
Скрыпит
Страшное молчание
Зскрежетал
Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная
“ Занялся от страха дух ”
Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку
а) синей чертой, символизирующие смерть;
б) зелёной чертой, символизирующие жизнь.
Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
1.Выпишите все прилагательные
из баллады, которые
характеризуют Светлану.
Найдите в тексте её описание.
2. Как автор относится к своей
героине?
Найти слова в тексте.
3. Как вы думаете, почему бал-
лада заканчивается хорошо?
Фантастически напряженный ход событий.
Драматизированный сюжет
Противопоставление 2 миров
Мотив сна
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?
1). Выучить отрывок наизусть “ Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ”
2). На дополнительную оценку – нарисовать иллюстрацию к балладе.