СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Буллинг»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация буллинг

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Буллинг»»

«Буллинг»

«Буллинг»

Определения «буллинга»-школьной травли .      И.Н. Кон: «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Определения «буллинга»-школьной травли .

И.Н. Кон: «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Виды буллинга А. Психологическое (моральное) насилие: 1.вербальный   насмешки, присвоение кличек,  бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей,  угрозы физической расправы, шантаж,  угроза пожаловаться  взрослым , перестать дружить, вымогательство, доносительство,  клевета на жертву, придирки,  оскорбления, обзывательства, дразнилки.

Виды буллинга

А. Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный  

  • насмешки,
  • присвоение кличек,
  • бесконечные замечания и необъективные оценки,
  • высмеивание,
  • унижение в присутствии других детей,
  • угрозы физической расправы,
  • шантаж,
  • угроза пожаловаться  взрослым , перестать дружить,
  • вымогательство, доносительство,
  • клевета на жертву, придирки, 
  • оскорбления, обзывательства,
  • дразнилки.
Виды буллинга 2. социальное исключение бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.); 3.кибербуллинг  –  очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Виды буллинга

2. социальное исключение

  • бойкот,
  • отторжение,
  • изоляция,
  • отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);

3.кибербуллинг  – очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б. Физическое насилие   избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др. 1 место — СЛОВЕСНАЯ ТРАВЛЯ 2 место — БОЙКОТ 3 место — ФИЗИЧЕСКАЯ РАСПРАВА 4 место — РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛУХОВ И СПЛЕТЕН 5 место — ВОРОВСТВО

Б. Физическое насилие   избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

1 место — СЛОВЕСНАЯ ТРАВЛЯ

2 место — БОЙКОТ

3 место — ФИЗИЧЕСКАЯ РАСПРАВА

4 место — РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛУХОВ И СПЛЕТЕН

5 место — ВОРОВСТВО

 Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.    Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%. кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет.

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.

кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет.

Основные характеристики Буллинга Умышленность Регулярность Неравенство сил Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников) Не заканчивается сам по себе Негативное психологическое воздействие на всех участников

Основные характеристики Буллинга

  • Умышленность
  • Регулярность
  • Неравенство сил
  • Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
  • Не заканчивается сам по себе
  • Негативное психологическое воздействие на всех участников

Обращение за помощью при буллинге Хочет справиться с этим самостоятельно Дети могут бояться реакции от обидчика Опасается, что накажут за слабость Чувствуют, что никто о них не заботится Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут

Обращение за помощью при буллинге

  • Хочет справиться с этим самостоятельно
  • Дети могут бояться реакции от обидчика
  • Опасается, что накажут за слабость
  • Чувствуют, что никто о них не заботится
  • Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут
Распределение ролей в буллинге Косвенные участники буллинга  Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ

Распределение ролей в буллинге

Косвенные участники буллинга

  • Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ
  • Родители
  • Опекуны
  • Учителя
  • Воспитатели
  • СМИ
Распределение ролей в буллинге Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели, защитники.  Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч.  Наблюдатели , как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Защитники это более смелые дети, встают на защиту жертвы. Косвенные участники буллинга  Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ

Распределение ролей в буллинге

Активное участие в буллинге всегда принимают три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели, защитники.

Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч.

Наблюдатели , как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы.

Защитники это более смелые дети, встают на защиту жертвы.

Косвенные участники буллинга

  • Родители Опекуны Учителя Воспитатели СМИ
  • Родители
  • Опекуны
  • Учителя
  • Воспитатели
  • СМИ

Инициаторы травли - буллеры

Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышеной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих.

Чрезмерная злоба, враждебность. Нападающий — всегда поклонник культа силы и насилия. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев.

  Возвышенное положение в обществе . Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий. 

Буллеры - выступают один-два ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, о ни стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.

Признаки ребенка агрессора неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание обидчивость , причем обиды сохраняются на долгое время проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных постоянное стремление доминировать среди сверстников трудности в самоконтроле , не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам

Признаки ребенка агрессора

  • неумение решать конфликтные ситуации и при этом постоянное в них попадание
  • обидчивость , причем обиды сохраняются на долгое время
  • проявление жестокости в отношении более слабых, беззащитных
  • постоянное стремление доминировать среди сверстников
  • трудности в самоконтроле , не может заставить себя выполнять задания, склонность к истерикам
Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить.  Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию  не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.

Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить.

Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам:

  • явному перевесу сил,
  • страху получить в ответ еще большую агрессию
  • не хочет быть «плохой».
  • Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
Жертвой или объектом буллинга:   часто становятся робкие, тихие дети, нередко физически слабые, дети с нестандартной внешностью, особым прилежанием в учебе, талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами, дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой, новенькие, чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее. Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.  Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Жертвой или объектом буллинга:

  • часто становятся робкие,
  • тихие дети,
  • нередко физически слабые,
  • дети с нестандартной внешностью,
  • особым прилежанием в учебе,
  • талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,
  • дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой,
  • новенькие,
  • чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее.
  • Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу.
  • Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Наблюдатели АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием); могут подначивать, провоцировать; в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых

Наблюдатели

АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ

ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ

  • подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
  • могут подначивать, провоцировать;
  • в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых
Защитники Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему. Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале. Основные характеристики защитников: Устойчивая система ценностей. Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности Способны самостоятельно регулировать свое поведение; Оптимистический эмоциональный фон.

Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

  • Устойчивая система ценностей.
  • Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности
  • Способны самостоятельно регулировать свое поведение;
  • Оптимистический эмоциональный фон.

Возможные последствия:

Последствия буллинга печальны, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:

Расстройства психики , ассоциальное поведение, тревожные расстройства.

Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям, ПТСР, риск суицида .

Сложности во взаимоотношениях- социальная изоляция. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.

Болезни , психосоматика. Результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии.

Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.   Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.   Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.

  Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.  

Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.   Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.   Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни.

  Применение психологического и физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать.  

Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Психологические рекомендации потенциальным жертвам Попытаться понять истинную причину травли: внешность, особенности поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных предметов (мобильного телефона и т.д.). Сообщить о ситуации родителям, классному руководителю, школьному психологу: сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;   Повышать самооценку, уверенность в своих силах : -Посмотри в зеркало. Улыбнись себе! Говорите о себе только в позитивном ключе. -Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании. -Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.

Психологические рекомендации потенциальным жертвам

Попытаться понять истинную причину травли: внешность, особенности поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных предметов (мобильного телефона и т.д.).

Сообщить о ситуации родителям, классному руководителю, школьному психологу: сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

Повышать самооценку, уверенность в своих силах :

-Посмотри в зеркало. Улыбнись себе! Говорите о себе только в позитивном ключе.

-Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

-Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.

       Снимайте мышечное напряжение:  - дыхательная гимнастика: глубоко вдохни, задержи дыхание на 5 секунд, потом выдохни.  Повтори несколько раз.  -сожми сильно, сильно кулаки и посчитай до 10, а потом расслабь руки.  -если есть возможность, прими душ, сходи в бассейн или поплескайся в ванной.  -порви не нужную бумагу, газеты.  -массаж.  -побоксируй подушку.   Развивайте навыки общения со сверстниками  - Способы реагирования на обзывания:  -игнорировать  -не обращать внимания  -отреагировать нестандартно.  Как завести себе друзей  -приглашать в гости  -уметь выслушать и помогать друг другу  -уметь делиться (ручкой, ластиком, угощать конфетой, давать списывать контрольные, ….)  -говорить приятные слова «как ты сегодня замечательно выглядишь», «мне приятно с тобой общаться», «мне с тобой интересно»…..  -самые лучшие знакомства – это случайные. Поэтому для того, чтоб найти  хороших друзей как можно чаще бывайте вне дома. Запишитесь в спортивную секцию, кружок по моделированию и т.д.   Развивайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях и адекватного выражения эмоций.

Снимайте мышечное напряжение: - дыхательная гимнастика: глубоко вдохни, задержи дыхание на 5 секунд, потом выдохни. Повтори несколько раз. -сожми сильно, сильно кулаки и посчитай до 10, а потом расслабь руки. -если есть возможность, прими душ, сходи в бассейн или поплескайся в ванной. -порви не нужную бумагу, газеты. -массаж. -побоксируй подушку. Развивайте навыки общения со сверстниками - Способы реагирования на обзывания: -игнорировать -не обращать внимания -отреагировать нестандартно. Как завести себе друзей -приглашать в гости -уметь выслушать и помогать друг другу -уметь делиться (ручкой, ластиком, угощать конфетой, давать списывать контрольные, ….) -говорить приятные слова «как ты сегодня замечательно выглядишь», «мне приятно с тобой общаться», «мне с тобой интересно»….. -самые лучшие знакомства – это случайные. Поэтому для того, чтоб найти  хороших друзей как можно чаще бывайте вне дома. Запишитесь в спортивную секцию, кружок по моделированию и т.д. Развивайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях и адекватного выражения эмоций.

Обучение выходу из «травли» «Почему ты это сказал?» «Ты хочешь обидеть меня?» «Я хочу…» «Уйди» «Не дразни меня» «Прекрати» Притвориться невидимым « Да и что?» Просто отойти Посмеяться вместе

Обучение выходу из «травли»

«Почему ты это сказал?»

«Ты хочешь обидеть меня?»

«Я хочу…»

«Уйди»

«Не дразни меня»

«Прекрати»

Притвориться невидимым

« Да и что?»

Просто отойти

Посмеяться вместе

 Психологические рекомендации агрессору Подумайте что вы сделали неправильно, и постарайтесь найти способы исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело Вас к такому поведению, постарайтесь понять, что беря на себя ответственность за свои действия, Вы восстанавливаете собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь осознать свои чувства; Развивайте позитивную самооценку; Положительное отношение к самому себе; Обучайте конструктивным способам выхода эмоций: побоксируй подушку, нарисуй, слепи.. Развивайте эмпатию.

Психологические рекомендации агрессору

  • Подумайте что вы сделали неправильно, и постарайтесь найти способы исправить это.
  • Сфокусируйтесь на том, что привело Вас к такому поведению, постарайтесь понять, что беря на себя ответственность за свои действия, Вы восстанавливаете собственную целостность и самоуважение.
  • Постарайтесь осознать свои чувства;
  • Развивайте позитивную самооценку; Положительное отношение к самому себе;
  • Обучайте конструктивным способам выхода эмоций: побоксируй подушку, нарисуй, слепи..
  • Развивайте эмпатию.
Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли? Все зафиксируйте (скриншот экрана) Не реагируйте на сообщение Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов) Заблокируйте буллера Расскажите родителям Вместе с родителями   постарайтесь разобраться в ситуации: - (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни). Обратитесь за помощью: к администратору ресурса Если в травле участвуют ученики школы – к директору Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.  Посоветуйтесь с юристом

Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли?

  • Все зафиксируйте (скриншот экрана)
  • Не реагируйте на сообщение
  • Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов)
  • Заблокируйте буллера
  • Расскажите родителям
  • Вместе с родителями постарайтесь разобраться в ситуации:

- (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).

Обратитесь за помощью:

  • к администратору ресурса
  • Если в травле участвуют ученики школы – к директору
  • Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
  • Посоветуйтесь с юристом

Оказание экстренной психологической помощи детям, родителям Всероссийский Детский телефон доверия  8-800-2000-122 Региональная горячая линия по вопросам безопасности детей 8-800-101-0086 Горячая линия по вопросам интернет-безопасности  8 800 25 000 15

Оказание экстренной психологической помощи детям, родителям

Всероссийский Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Региональная горячая линия по вопросам безопасности детей

8-800-101-0086

Горячая линия по вопросам интернет-безопасности

8 800 25 000 15

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!