Просмотр содержимого документа
«Презентация "Читательская грамотность"»
Читательская грамотность как основной компонент функциональной грамотности
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЛЮДЬМИ, АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЯЮЩУЮСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .
- Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность
чтение – понимание – оценка - интерпретация
Тексты разных жанров и видов Сплошные:
- описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.);
- повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
- рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
Несплошные:
- графики;
- диаграммы;
- схемы (кластеры);
- таблицы;
- географические карты и карты местности;
- план помещения, местности, сооружения;
- входные билеты;
- расписание движения транспорта;
- карты сайтов
ДОСТИЖЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
Смещение акцента с контроля скорости чтения на контроль осознанности чтения
Читательская грамотность не осознаётся как интегративный компонент функциональной грамотности.
Активная работа над смысловым чтением.
Работа по развитию читательской грамотности по-прежнему ведется только на уроках литературы
Недостаточно внимания уделяется развитию стратегий чтения текстов разных видов
Непонимание смысла прочитанного из-за ошибок при чтении
Неумение работать со словарем
Неумение извлечь необходимую информацию из предложенного текста
Неумение пересказывать текст
ЧТЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО
- Функциональное чтение не формируется на уроках литературы
- Литература относится к области искусства, эстетики, то есть связана с образами, средствами выразительности и эмоциональной сферой, а не работой с информацией
Предмет
Формулировка заданий (учебник, ОГЭ, ЕГЭ)
Математика Физика Биология Химия География История Обществознание Литература
Какие из следующих утверждений верны?
Какой термин следует вписать на месте пропуска?
Установите соответствие
Расположите в правильном порядке
Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы
Читательская грамотность
Итоговое собеседование
Итоговое сочинение
ВПР
ЕГЭ
ОГЭ