Просмотр содержимого документа
«Презентация "Что такое кластер"»
ЧТО ТАКОЕ
КЛАСТЕР?
Презентацию подготовила Барашкова О.Р., учитель начальных классов.
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Например, тема «Солнечная система» :
Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники.
- Звезда в центре - это наша тема
- Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой.
- У каждой планеты – спутники.
Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
ПРИМЕРЫ
ПЛУТОН
МЕРКУРИЙ
ВЕНЕРА
НЕПТУН
СОЛНЦЕ
ЗЕМЛЯ
ЛУНА
УРАН
МАРС
САТУРН
ЮПИТЕР
СПУТНИКИ
ВОЗДУХ
ВОДА
ОХРАНА
КАМНИ
НЕЖИВАЯ
ПОЛЬЗА
ВРЕД
ПОЧВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗВЁЗДЫ
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕК
СОЛНЦЕ
ЖИВАЯ
ПТИЦЫ
ЭКОЛОГИЯ
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
ЖИВОТНЫЕ
РЫБЫ
НАСЕКОМЫЕ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
КЛИМАТ
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
(НАЗВАНИЕ)
РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА
ЭКОЛОГИЯ
ЖИВОТНЫЙ МИР