«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Авторы: Воробьёва О. В.
Федченко Е.А.
Сочинение – творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».
Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли. Типы сочинений
Сочинение-рассуждение Сочинение-повествование
Сочинение-описание
Система работы традиционно складывается из следующих компонентов:
1) урок русского языка , на котором в ходе выполнения заданий и упражнений по изучаемой теме имеет место работа с текстами разных типов.
- уроки развития речи, полностью посвященные сочинению
3) уроки риторики, факультативы по развитию речи, которые имеют свою программу.
Какое время года наступило?
Чем покрыта земля?
Кто зимой голодает?
Что сделали для птиц?
Какие птицы прилетают в
столовую?
Какое время года наступило?
Какое небо ранней весной?
Каким стал снег?
Где подтаял?
Что появилось на дорогах?
Игра «Составь рассказ»
Сочинения во 2 классе носят обучающий
характер и выполняются при
значительной помощи учителя, который в
процессе коллективной
подготовительной работы помогает учащимся
осознать содержание и
структуру будущего высказывания – сочинение.
Текст. Родился медвежонок. Медвежонок родился очень маленьким. Шел день за днем. Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
В тексте-повествования говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?
В тексте-описания говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
В тексте- рассуждения даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение.
Для различия повествовательного текста от текста-описания и рассуждения мы используем прием «фотоснимков»:
В тексте повествования говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях.
Текст повествования
Текст описания
Текст рассуждения
несколько снимков достаточно снимков быть не может
одного снимка
Виды упражнений
6) Раскрой тему.
7) Выбор местоимения.
8) Повторение слов.
9) Определите границы предложений.
10) Порядок слов в предложении.
- Вставь слово.
- Продолжи…
- Найдите значение слова.
- Составьте рассказ.
- Редактирование текста.
15) Сочинение повествования, описания, рассуждения.
16) Определите тип текста.
17) Термины.
18) Антонимы.
19) Синонимы.
20) Фразеологизмы.
11) Разбивка текста на части. Составление плана.
12) Повторение мысли .
13) Сочинения (составь рассказ по его началу).
14) Сочинения по наблюдениям и воспоминаниям.
Занимательные упражнения
Допиши предложения.
Снег лежит, как __________________. Лед прозрачный, как____________. Снежинки сверкают, как ______________. Ели и сосны стоят в снегу, как будто надели _____________ и _______________. Деревья разукрашены инеем, точно ________________.
Попробуй составить свою загадку о цветке.
Тебе может помочь план.
1. Где растет?
2. Основные признаки цветка.
3. На что он похож? С чем можно сравнить?
К данным словам подбери антонимы. Обрати внимание на значение слова:
Худой (человек)
Худой (карман)
Веселый (праздник)
Веселый (смех)
Высокий (голос)
Высокий (человек)
Оживи предметы
Мороз ……. узоры на окнах. Ветерок ……. по золотым колосьям. Зимний лес ……. под снежным покрывалом.
Игра «Составим предложение»
Я произношу два первых слова, а учащиеся по очереди добавляют по одному слову, чтобы получилось логически завершённое предложение или рассказ. Если кто-то из игроков решил, что предложение закончилось, он говорит: «Стоп!»
Игра «Автобиография»
Я говорю, что буду каким-то предметом (явлением), и рассказываю о нём. Ученики слушают и с помощью вопросов выясняют, о ком или о чём идёт речь. Тот, кто правильно угадает объект, становится ведущим, перевоплощаясь в определённый предмет (явление).
Закончи предложения.
Машинист – это человек, который ……….
Плотник – это человек, который………….
Металлург – это человек, который……….
Геолог – это человек, который……………
Назови одним словом.
Талон из кассы
Пчелиная семья
Подводная скала
Речной родственник краба
Замени выделенные слова одним словом.
- После сильных морозов наступила тёплая погода.
- На лугу с места на место перелетали бабочки.
- От июльской жары ручеек перестал течь.
- От сильного порыва ветра гладкая поверхность реки покрылась мелкими волнами.
Легковой автомобиль для перевозки пассажиров.
Судно для перевозки нефти.
Автомобиль для перевозки грузов.
Предмет и его создатель
Картина
Ботинки
Металл
Предмет и материал
Тетрадь
Каша
Бензин
Составь новый рассказ
Оля и Лена шли по улице и громко болтали. Оля не заметила, как толкнула женщину с тяжелой сумкой. Из сумки посыпались пакеты, но девочки прошли мимо.
На автобусной остановке Оля и Лена, расталкивая людей, первыми влезли в автобус и заняли свободные места. Около них стояли пожилые люди, но девочки продолжали весело болтать, не обращая на них внимания.
( Уступили место, входили спокойно, тихо разговаривали друг с другом, увидели, собрали.)
Исправь ошибки.
Ус хорошо, а два лучше.
Не владей бобром, а владей умом.
У грача лечись, у умного учись.
Лось добра не даёт.
Придумай словосочетание так, чтобы оно в одном словосочетании слово являлось именем существительным, а в другом глаголом.
Белила
Пила
Дали
Стекло
Стих
Этимологический словарь
Слово
Исторические сведения о его происхождении
голубой
Проверочное слово
от голубь, обозначало «цвет оперения шейки голубя»
бездна
голубь
от без + дна
скорлупа
близнецы
от кора
дно
от близный
преодолеть
корка
«близкий»
близкий
от дол – «низкое место», обозначало «перейти долину»
подол
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.