СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Десять способов решения квадратных уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о решение квадратных уравнений

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Десять способов решения квадратных уравнений"»

10 способов решения квадратных уравнений    Работу выполнил ученик 9Б класса  Каданцев Денис Николаевич

10 способов решения квадратных уравнений Работу выполнил ученик 9Б класса Каданцев Денис Николаевич

Способ 1: разложение левой части уравнения на множители. Решим уравнение х 2 + 10х - 24 = 0.   Разложим левую часть на множители: х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).   Следовательно, уравнение можно переписать так: (х + 12)(х - 2) = 0   Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = - 12. Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0.

Способ 1: разложение левой части уравнения на множители.

Решим уравнение

х 2 + 10х - 24 = 0.

 

Разложим левую часть на множители:

х 2 + 10х - 24 = х 2 + 12х - 2х - 24 = х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).

 

Следовательно, уравнение можно переписать так:

(х + 12)(х - 2) = 0

 

Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = - 12. Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х - 24 = 0.

Способ 2: метод выделения полного квадрата. Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0.   Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде:   х 2 + 6х = х 2 + 2• х • 3.

Способ 2: метод выделения полного квадрата.

Решим уравнение х 2 + 6х - 7 = 0.

 

Выделим в левой части полный квадрат.

Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде:

 

х 2 + 6х = х 2 + 2• х • 3.

В полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как   х 2 + 2• х • 3 + 3 2 = (х + 3) 2 . Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х - 7 = 0,   прибавляя к ней и вычитая 3 2 . Имеем: х 2 + 6х - 7 = х 2 + 2• х • 3 + 3 2 - 3 2 - 7 = (х + 3) 2 - 9 - 7 = (х + 3) 2 - 16.   Таким образом, данное уравнение можно записать так: (х + 3) 2 - 16 =0, (х + 3) 2 = 16.   Следовательно, х + 3 - 4 = 0, х 1 = 1, или х + 3 = -4, х 2 = -7.

В полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как

 

х 2 + 2• х • 3 + 3 2 = (х + 3) 2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

х 2 + 6х - 7 = 0,

 

прибавляя к ней и вычитая 3 2 . Имеем:

х 2 + 6х - 7 = х 2 + 2• х • 3 + 3 2 - 3 2 - 7 = (х + 3) 2 - 9 - 7 = (х + 3) 2 - 16.

 

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3) 2 - 16 =0, (х + 3) 2 = 16.

 

Следовательно, х + 3 - 4 = 0, х 1 = 1, или х + 3 = -4, х 2 = -7.

Способ 3: Решение квадратных уравнений по формуле.   Умножим обе части уравнения ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0 на 4а и последовательно имеем:   4а 2 х 2 + 4аbх + 4ас = 0, ((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4ac = 0, (2ax + b) 2 = b 2 - 4ac, 2ax + b = ± √ b 2 - 4ac, 2ax = - b ± √ b 2 - 4ac,

Способ 3: Решение квадратных уравнений по формуле.

Умножим обе части уравнения

ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0

на 4а и последовательно имеем:

 

2 х 2 + 4аbх + 4ас = 0,

((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) - b 2 + 4ac = 0,

(2ax + b) 2 = b 2 - 4ac,

2ax + b = ± √ b 2 - 4ac,

2ax = - b ± √ b 2 - 4ac,

Способ 4 : Решение уравнений с использованием теоремы Виета. Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид   х 2 + px + c = 0. (1)   Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид x 1 x 2 = q,  x 1 +  x 2 = - p   Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).

Способ 4 : Решение уравнений с использованием теоремы Виета.

Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид

 

х 2 + px + c = 0. (1)

 

Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид

x 1 x 2 = q,

x 1 + x 2 = - p

 

Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).

0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p. Если р   Например, x 2 – 3x + 2 = 0; x 1 = 2 и x 2 = 1, так как q = 2 0 и p = - 3 x 2 + 8x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1, так как q = 7 0 и p= 8 0.   б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q 0 .   Например, x 2 + 4x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q= - 5 0; x 2 – 8x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1, так как q = - 9 " width="640"

а) Если сводный член q приведенного уравнения (1) положителен (q 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p. Если р

 

Например,

x 2 – 3x + 2 = 0; x 1 = 2 и x 2 = 1, так как q = 2 0 и p = - 3

x 2 + 8x + 7 = 0; x 1 = - 7 и x 2 = - 1, так как q = 7 0 и p= 8 0.

 

б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q 0 .

 

Например,

x 2 + 4x – 5 = 0; x 1 = - 5 и x 2 = 1, так как q= - 5 0;

x 2 – 8x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = - 1, так как q = - 9

Способ 5: Решение уравнений способом «переброски». Рассмотрим квадратное уравнение   ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.   Умножая обе его части на а, получаем уравнение   а 2 х 2 + аbх + ас = 0.   Пусть ах = у , откуда х = у/а ; тогда приходим к уравнению   у 2 + by + ас = 0, равносильно данному. Его корни у 1  и у 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем   х 1 = у 1 /а и х 1 = у 2 /а .

Способ 5: Решение уравнений способом «переброски».

Рассмотрим квадратное уравнение

 

ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.

 

Умножая обе его части на а, получаем уравнение

 

а 2 х 2 + аbх + ас = 0.

 

Пусть ах = у , откуда х = у/а ; тогда приходим к уравнению

 

у 2 + by + ас = 0,

равносильно данному. Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета.

Окончательно получаем

 

х 1 = у 1 и х 1 = у 2 .

При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат. Пример. Решим уравнение 2х 2 – 11х + 15 = 0. Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение у 2 – 11у + 30 = 0. Согласно теореме Виета   у 1 = 5 х 1 = 5/2 x 1 = 2,5  у 2 = 6 x 2 = 6/2 x 2 = 3. Ответ: 2,5; 3.

При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Пример.

Решим уравнение 2х 2 – 11х + 15 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

у 2 – 11у + 30 = 0.

Согласно теореме Виета

 

у 1 = 5 х 1 = 5/2 x 1 = 2,5

у 2 = 6 x 2 = 6/2 x 2 = 3.

Ответ: 2,5; 3.

Способ 6: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.   Пусть дано квадратное уравнение   ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.    Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = с/а.

Способ 6: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

Пусть дано квадратное уравнение

 

ах 2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.

 

Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х 1 = 1,

х 2 = с/а.

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение   x 2 + b/a • x + c/a = 0.    Согласно теореме Виета x 1 + x 2 = - b/a,  x 1 x 2 = 1• c/a.    По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,   x 1 + x 2 = - а + b/a= -1 – c/a,  x 1 x 2 = - 1• ( - c/a), т.е. х 1 = -1 и х 2 = c/a, что и требовалось доказать.

Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение

 

x 2 + b/a • x + c/a = 0.

 

Согласно теореме Виета

x 1 + x 2 = - b/a,

x 1 x 2 = 1• c/a.

 

По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,

 

x 1 + x 2 = - а + b/a= -1 – c/a,

x 1 x 2 = - 1• ( - c/a),

т.е. х 1 = -1 и х 2 = c/a, что и требовалось доказать.

Примеры. Решим уравнение 345х 2 – 137х – 208 = 0. Решение. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х 1 = 1, х 2 = c/a = -208/345. Ответ: 1; -208/345.   2)Решим уравнение 132х 2 – 247х + 115 = 0. Решение. Так как а + b + с = 0 (132 – 247 + 115 = 0), то х 1 = 1, х 2 = c/a = 115/132. Ответ: 1; 115/132.

Примеры.

Решим уравнение 345х 2 – 137х – 208 = 0.

Решение. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то

х 1 = 1, х 2 = c/a = -208/345.

Ответ: 1; -208/345.

 

2)Решим уравнение 132х 2 – 247х + 115 = 0.

Решение. Так как а + b + с = 0 (132 – 247 + 115 = 0), то

х 1 = 1, х 2 = c/a = 115/132.

Ответ: 1; 115/132.

Способ 7:Графическое решение квадратного уравнения.

Способ 7:Графическое решение квадратного уравнения.

Если в уравнении   х 2 + px + q = 0   перенести второй и третий члены в правую часть, то получим   х 2 = - px - q.   Построим графики зависимости у = х 2 и у = - px - q.  График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости - прямая .

Если в уравнении

 

х 2 + px + q = 0

 

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим

 

х 2 = - px - q.

 

Построим графики зависимости у = х 2 и у = - px - q.

График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости -

прямая .

.Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения; - прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение; - прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.

.Возможны следующие случаи:

  • прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;

- прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;

- прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.