Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
Студентки 3 курса 34-З группы
Специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Скляровой Л.М .
Речевое развитие в дошкольном образовании согласно образовательной программы «Растим личность» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи проведения диагностики речевого развития дошкольников
Задачи:
1. Определить актуальное состояние речевого развития ребенка;
2. Выявить динамику речевого развития ребенка;
3. Обозначить перспективы развития речи речевого развития ребенка;
4. Определить соответствие или несоответствие речевого развития ребенка нормативному.
Дидактические игры и упражнения для изучения уровня формирования словаря и развития связной речи в подготовительной группе
Беседа для изучения словарного запаса Содержание диагностического задания . Педагог организовывает с ребёнком беседу по вопросам: - Где ты живешь? (В какой стране? В каком городе?) - Как называется улица, на которой ты живешь? - Какой он, ваш дом? (большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме?
Дидактические игры и упражнения для
изучения умений пересказывать и
драматизировать небольшие
литературные произведения в подготовительной группе
Ориентировочные критерии оценивания:
1 балл — ребёнок делает
существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.
2 балла – пересказывает и
драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.
3 балла – пересказывает и
драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.
Пересказ по ролям
Материал: текст литературного
произведения (рассказу К. Ушинского
«Спор животных» или русской народной
сказки «Лиса и рак»); маски коровы,
лошади, собаки или лисы и рака.
Содержание диагностического
задания. Педагог читает рассказ (сказку), задает вопросы по тексту:
- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь?
- А что сказал человек?
Затем распределяются роли между
детьми. Дети пересказывают текст по ролям.
Дидактические игры и упражнения для изучения умений подбирать синонимы, антонимы
Дидактическое упражнение
«Выбери и назови»
Содержание диагностического
задания. Педагог даёт ребёнку задание выбрать из трех слов два «слова- приятеля» и назови их:
1) среди имен существительных: дом, солдат, боец;
2) среди имен прилагательных: храбрый, звонкий, смелый; большой, красивый, огромный;
3) среди глаголов: торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.
Игра «Скажи наоборот»
Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребёнку придумать слова с противоположным значением (скажи наоборот) к словам: сильный (слабый), высокий (низкий),
короткий (длинный), стоять (сидеть),смеяться (плакать), грустить (радоваться).
Ориентировочные критерии
оценивания:
1 балл – ребёнок плохо понимает
значение понятий: «слова-приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок.
2 балла – выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.
3 балла – самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий «слова-приятели» и противоположное по значению слово.
Дидактические игры и упражнения для
изучения умений составлять рассказ в подготовительной группе
Дидактическое упражнение
«Составь рассказ»
Материал: сюжетная картина и набор картинок с фабульным развитием действия.
Например : сюжетная картина «Пробуждение природы весной» и 4 картинки: 1) появился росток из почвы; 2) появились листья и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился.
Содержание диагностического задания . Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и даёт задание:
1. Составь рассказ по сюжетной картине.
2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
Рекомендуемые вопросы (пример):
- Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения?
- Как называется это растение?
- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
Ориентировочные критерии
оценивания:
1 балл – ребёнок не может без помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.
2 балла – составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
3 балла – легко составляет по плану
рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Дидактические игры и упражнения для
изучения умения строить сложные
предложения в подготовительной группе
Ориентировочные критерии
оценивания:
1 балл – ребёнок не справляется с
заданием, не понимает инструкций воспитателя.
2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.
3 балла – выполняет задание
самостоятельно, легко составляет
сложные предложения различных видов.
Дидактическая игра
«Закончи предложение»
Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилёт птиц весной; магазин игрушек).
Содержание диагностического задания . Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и закончить предложения:
1. Мама взяла зонт, потому что... (на улице идет дождь).
2. Наступила весна, и ... (прилетят птицы).
3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы... (купить мне новую игрушку).
4. Я сошью кукле платье, если... (вы дадите мне ткань).
5. Мы ложимся спать, когда... (наступает ночь).
Дидактические игры и упражнения для
изучения знаний о звуке, слоге, слове,
предложении в подготовительной группе
Ориентировочные критерии
оценивания:
1 балл – ребёнок имеет слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без помощи взрослого. Допускает ошибки.
2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Но с трудом подбирает слова, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.
3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
Дидактическое упражнение
«Выдели в слове слоги»
Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребёнку «отхлопать» любое слово и сказать, сколько в нем слогов.
Дидактическое упражнение
«Выдели в слове заданный звук»
Содержание диагностического задания. Педагог просит ребёнка назвать слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении «Дети поливают цветы» назвать слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.
Список использованной литературы
Диагностика индивидуального развития детей дошкольного
возраста / авт.-сост. М.В. Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В.
Донецк : Истоки, 2017.