СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе»

             Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста. Студентки 3 курса 34-З группы Специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование Скляровой Л.М .

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.

Студентки 3 курса 34-З группы

Специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Скляровой Л.М .

Речевое развитие в дошкольном образовании согласно образовательной программы «Растим личность» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Речевое развитие в дошкольном образовании согласно образовательной программы «Растим личность» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Задачи проведения диагностики речевого развития дошкольников   Задачи: 1. Определить актуальное состояние речевого развития ребенка; 2. Выявить динамику речевого развития ребенка; 3. Обозначить перспективы развития речи речевого развития ребенка; 4. Определить соответствие или несоответствие речевого развития ребенка нормативному.

Задачи проведения диагностики речевого развития дошкольников

Задачи:

1. Определить актуальное состояние речевого развития ребенка;

2. Выявить динамику речевого развития ребенка;

3. Обозначить перспективы развития речи речевого развития ребенка;

4. Определить соответствие или несоответствие речевого развития ребенка нормативному.

Дидактические игры и упражнения для  изучения уровня формирования словаря и  развития связной речи в подготовительной группе Беседа для изучения словарного запаса  Содержание диагностического  задания . Педагог организовывает с ребёнком беседу по вопросам:  - Где ты живешь? (В какой стране? В каком городе?)  - Как называется улица, на которой ты живешь?  - Какой он, ваш дом? (большой или  маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)  - Сколько этажей в вашем доме?  - Из какого материала построен ваш дом?  - На каком этаже вы живете?  - Какая у вас квартира?  - С кем ты живешь вместе?  - Какая самая любимая вещь в твоем доме?  - Какие интересные книги есть в вашем доме?

Дидактические игры и упражнения для изучения уровня формирования словаря и развития связной речи в подготовительной группе

Беседа для изучения словарного запаса Содержание диагностического задания . Педагог организовывает с ребёнком беседу по вопросам: - Где ты живешь? (В какой стране? В каком городе?) - Как называется улица, на которой ты живешь? - Какой он, ваш дом? (большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.) - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме?

Дидактические игры и упражнения для изучения умений пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения в подготовительной группе Ориентировочные критерии оценивания: 1 балл — ребёнок делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды. 2 балла – пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 3 балла – пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. Пересказ по ролям Материал: текст литературного произведения (рассказу К. Ушинского «Спор животных» или русской народной сказки «Лиса и рак»); маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака. Содержание диагностического задания. Педагог читает рассказ (сказку), задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям.

Дидактические игры и упражнения для

изучения умений пересказывать и

драматизировать небольшие

литературные произведения в подготовительной группе

Ориентировочные критерии оценивания:

1 балл — ребёнок делает

существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.

2 балла – пересказывает и

драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.

3 балла – пересказывает и

драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.

Пересказ по ролям

Материал: текст литературного

произведения (рассказу К. Ушинского

«Спор животных» или русской народной

сказки «Лиса и рак»); маски коровы,

лошади, собаки или лисы и рака.

Содержание диагностического

задания. Педагог читает рассказ (сказку), задает вопросы по тексту:

- Кто стал спорить?

- О чем спорили животные?

- Что сказала лошадь?

- А что сказал человек?

Затем распределяются роли между

детьми. Дети пересказывают текст по ролям.

Дидактические игры и упражнения для изучения умений подбирать синонимы, антонимы

Дидактическое упражнение

«Выбери и назови»

Содержание диагностического

задания. Педагог даёт ребёнку задание выбрать из трех слов два «слова- приятеля» и назови их:

1) среди имен существительных: дом, солдат, боец;

2) среди имен прилагательных: храбрый, звонкий, смелый; большой, красивый, огромный;

3) среди глаголов: торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

Игра «Скажи наоборот»

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребёнку придумать слова с противоположным значением (скажи наоборот) к словам: сильный (слабый), высокий (низкий),

короткий (длинный), стоять (сидеть),смеяться (плакать), грустить (радоваться).

Ориентировочные критерии

оценивания:

1 балл – ребёнок плохо понимает

значение понятий: «слова-приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок.

2 балла – выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.

3 балла – самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий «слова-приятели» и противоположное по значению слово.

Дидактические игры и упражнения для

изучения умений составлять рассказ в подготовительной группе

Дидактическое упражнение

«Составь рассказ»

Материал: сюжетная картина и набор картинок с фабульным развитием действия.

Например : сюжетная картина «Пробуждение природы весной» и 4 картинки: 1) появился росток из почвы; 2) появились листья и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился.

Содержание диагностического задания . Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и даёт задание:

1. Составь рассказ по сюжетной картине.

2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.

Рекомендуемые вопросы (пример):

- Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения?

- Как называется это растение?

- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

Ориентировочные критерии

оценивания:

1 балл – ребёнок не может без помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.

2 балла – составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.

3 балла – легко составляет по плану

рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Дидактические игры и упражнения для

изучения умения строить сложные

предложения в подготовительной группе

Ориентировочные критерии

оценивания:

1 балл – ребёнок не справляется с

заданием, не понимает инструкций воспитателя.

2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.

3 балла – выполняет задание

самостоятельно, легко составляет

сложные предложения различных видов.

Дидактическая игра

«Закончи предложение»

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилёт птиц весной; магазин игрушек).

Содержание диагностического задания . Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и закончить предложения:

1. Мама взяла зонт, потому что... (на улице идет дождь).

2. Наступила весна, и ... (прилетят птицы).

3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы... (купить мне новую игрушку).

4. Я сошью кукле платье, если... (вы дадите мне ткань).

5. Мы ложимся спать, когда... (наступает ночь).

Дидактические игры и упражнения для

изучения знаний о звуке, слоге, слове,

предложении в подготовительной группе

Ориентировочные критерии

оценивания:

1 балл – ребёнок имеет слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без помощи взрослого. Допускает ошибки.

2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Но с трудом подбирает слова, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.

3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

Дидактическое упражнение

«Выдели в слове слоги»

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребёнку «отхлопать» любое слово и сказать, сколько в нем слогов.

Дидактическое упражнение

«Выдели в слове заданный звук»

Содержание диагностического задания. Педагог просит ребёнка назвать слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении «Дети поливают цветы» назвать слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

 Список использованной литературы Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.В. Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В. Донецк : Истоки, 2017.

Список использованной литературы

Диагностика индивидуального развития детей дошкольного

возраста / авт.-сост. М.В. Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В.

Донецк : Истоки, 2017.