«Дистанционный урок как инновационная образовательная среда»
Призыв Минпросвещения перевести образовательный процесс в режим онлайн.
- Отсутствие четкого представления о самой процедуре данного обучения
- Эффективность ДО, инструменты контроля качества и результата
- Техническое оснащение, как будут получать образование дети, у которых нет гаджетов?
- Выдержит ли интернет? Он должен быть высокоскоростным для виртуального общения
- Участие родителей и классных руководителей в ДО!
После антивирусных каникул школьники снова за партой — дистанционной.
- Учитель — первый человек, который заинтересован в том, чтобы все получилось, потому что школьной программы никто не отменял и потом именно с учителя спросят, если у детей в знаниях пробелы.
- Это была проверка педагогов, к их готовности работать в новом режиме
- Это была проверка детей и родителей выдержать новый режим жизни
МОДЕЛЬ №1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ (ИНТЕРНЕТ, КОМПЬЮТЕР, НОУТБУК, ПЛАНШЕТ или СМАРТФОН )
МОДЕЛЬ№2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОФФЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ (ИНТЕРНЕТ/НЕ ВСЕГДА СТАБИЛЬНЫЙ, КОМПЬЮТЕР, НОУТБУК, ПЛАНШЕТ или СМАРТФОН
МОДЕЛЬ №3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИНТЕРНЕТА И КОМПЬЮТЕРА (НОУТБУКА, ПЛАНШЕТА или СМАРТФОНА)
Техническая помощь и поддержка взрослых детям на ДО.
- Организация режима дня ребенка
- Подготовка рабочего места школьника
- Помощь в регистрации
- Постоянная связь с классным руководителем
- Если родители не смогут создать дома рабочую обстановку и атмосферу, ничего не получится.
- Нужно было объяснить ребенку, что просто это новый формат учебы.
"Вот твое расписание, вот тебе будильник, часы. До часа дня ты работаешь. Потом обед. Потом свободное время".
Как подготовить и провести дистанционный урок в период самоизоляции
- Выберите формат дистанционного урока
- Онлайн-урок.
- Чтобы провести онлайн-урок, вам понадобится платформа для видеоконференций. Например, Skype или Zoom.. В этом случае ученики подключаются к трансляции в режиме онлайн, и вы проводите урок как обычное классное занятие. Этот способ потребует от вас перестроить планы уроков так, чтобы уложить весь материал в рамки получасового урока. Плюсы этой формы – вы работаете с привычными материалами, лично общаетесь с учениками. Еще вы контролируете рабочую атмосферу на уроке, можете регулировать его темп, опираясь на возможности конкретного класса. Если платформа видеоконференций позволяет записывать уроки, используйте эту возможность на каждом занятии. Сохраняйте и выкладывайте запись урока д
Классический дистанционный урок
- Если вы выбираете форму классического дистанционного урока, то задействуйте образовательные платформы.
- Например, готовые уроки из МЭШ, РЭШ и др.
- Список платформ, которые сейчас открыли бесплатный доступ к своим ресурсам. Отправляйте видеоуроки, домашние групповые или индивидуальные задания ученикам прямо в системе. Средствами ресурса анализируйте индивидуальные результаты учеников и класса в целом. Минус такой формы работы – материал уроков и заданий на ресурсах общий, он не учитывает познавательные возможности конкретных учеников.
- Поэтому придется проанализировать большой объем материала, чтобы сделать обучение комфортным и результативным.
Смешанная форма.
- Оптимальный вариант организации дистанционного обучения – это смешанная форма. В этом случае вы готовите уроки опорой на собственные разбработки, а также привлекаете материал образовательных ресурсов. Это наиболее трудоемкий вариант, так как для каждого следующего урока вам нужно будет выбирать одну из форм или совмещать. Но в этом случае каждый урок будет индивидуальным и результативным
Пересмотрите структуру урока
- В первую очередь необходимо настроить себя и своих учеников на то, что дистанционное обучение такое же серьезное, как и в классе, но между вами будет расстояние. Ученики должны проявить больше старательности в самостоятельном изучении материала, а контроль будет осуществляться с помощью оценки выполнения ими онлайн-заданий.
- Мы должны помнить о том, что дистанционный урок практически идентичен очному занятию по своей структуре (дидактическому срезу),
- Но так как уроки в дистанционном образовании короче, чем обычные школьные уроки, часть этапов придется сократить или исключить.
Этапы дистанционного урока:
- Обязателен. Занимает 1–2 минуты, помогает настроиться на работу
Этапы дистанционного урока:
- Проверка домашнего задания
- Необязательный этап: домашнее задание может отсутствовать, либо быть индивидуальным.
- Лучше заменить этот этап письменным комментарием к выполненным заданиям
Этапы дистанционного урока:
- Целеполагание, постановка проблемы
- Этап будет обязательным или необязательным в зависимости от цели и задач урока. Если это практическое онлайн-занятие, то этап обязателен. Если онлайн-урок или дистанционный урок, то этап можно исключить
Этапы дистанционного урока:
- Обязательный этап, чтобы структурировать материал и дать представление о его месте в курсе. Не должен занимать больше 1–2 минут
Актуализация знаний – используются различные методы повышения мотивации к изучению нового материала – видеоролики, учебная задача. Если данный этап вы предпочитаете реализовывать в виде фронтальной работы с классом – не беда, можно просто разместить список вопросов, не требуя ответа, так как они сами собой уже подготовят ребенка к новой учебной задаче.
Этапы дистанционного урока:
- Объяснение нового материала
- Обязательный этап. Может занимать до 90% от занятия в зависимости от выбранной формы
Этапы дистанционного урока:
- Обязательный этап урока, который можно вынести в зону самостоятельной работы учеников
- Закрепление и отработка пройденного материала
Первичная проверка понимания и закрепление – идеальный вариант реализовать данный этап непосредственно при изучении нового материала, перемежая образовательный контент заданиями, интерактивными моделями и вопросами для самопроверки. На мощных образовательных порталах все так и сделано, например в портале РЭШ есть интерактивные проверочные тесты.
Этапы дистанционного урока:
- Необязательный этап: домашнее задание может отсутствовать, либо быть индивидуальным.
Домашнее задание и инструкция по его выполнению.
Не забывайте о том, что помимо вас онлайн-обучение реализуют и другие ваши коллеги, поэтому старайтесь не перегружать детей обилием домашнего задания. Идеально – освоение материала и выполнение заданий одного урока должно занять у ребенка не более 45 минут – 1 часа
Этапы дистанционного урока:
- Необязательный этап, так как реализовать работу на уроке с последующим формирующим оцениванием в режиме дистанционных занятий проблематично
Не забывайте своевременно проверять задания и публично или частно информировать учеников об их достижениях и допущенных ошибках.
Этапы дистанционного урока:
- Обязательный этап.
- Оптимальная форма организации анкетирование с закрытыми результатами. Результаты такого анкетирования доступны только ученику и педагогу
- Личная беседа
Организуйте обратную связь
- Выполненные задания и обратную связь от учеников вы можете получать на электронную почту, либо собирать в облаке. Электронная почта не всегда удобна. Так вам сначала придется сортировать весь объем писем, который будет приходить, и только потом проверять все работы. Поэтому лучше создайте на облачном сервисе папку, в которую ученики будут помещать свои работы. Крупные организации предоставляют работу с облачными хранилищами бесплатно. Ограничения могут быть по объему свободного места, которое выделено на хранение ваших файлов. Обычно этого объема вполне достаточно, чтобы хранить работы школьников. Облачные хранилища есть у Яндекса, Google, Microsoft.
Журнала «Справочник заместителя директора школы», №4 Апрель 2020
Нет Интернета!
- Нередко нам предстоит столкнуться с ситуацией отсутствия Интернета на дому у наших учеников. Это достаточно серьезная проблема, решать которую в удаленном режиме приходится с помощью физических носителей информации. Придется организовывать работу по изучению материала с использованием обычного учебника, распечатанных материалов и задачников. Не забываем о том, что перед каждым уроком ребенок должен получить четкую инструкцию по работе с этими носителями информации. А также предусмотреть все варианты обеспечения контроля освоения материала и своевременной доставки до ученика результатов вашей проверки. В этом случае необходимо очень четко отработать систему доставки материалов от учителя до ученика и обратно. Может быть, это будет обычая коробочка или почтовый ящик в холле вашей школы или индивидуальные консультации с учениками, все зависит от вашей фантазии и степени ограничений в общении с учениками и их родителями.
Подготовьте материалы для практических занятий
- Если в специфике предмета лежит практическая часть организации работы на уроке, предусмотрите три момента.
- Во-первых
подберите ресурс или программу, которая в интерактивном режиме моделирует необходимую практическую работу. Например, на уроках химии используйте приложение для молекулярного моделирования или программу, которая позволяет симулировать химическую лабораторию и проводить научные опыты на компьютере. Для уроков физики – программу по моделированию физических процессов, которая дает возможность воспроизводить различные эксперименты в виртуальной среде и позволяет в игровой форме изучать физику реального мира. На занятиях по математике воспользуйтесь приложениями про геометрические построения с помощью циркуля и линейки, играми, которые основаны на математических законах. Для изучения тем информатики, предложите ученикам скачать необходимые программы или воспользоваться аналогичным онлайн-ресурсом
Подготовьте материалы для практических занятий
разработайте документ, в котором подробно опишите процесс установки программы или регистрации на онлайн-ресурсе, который вы выбрали для проведения практической работы. Включите в файл скриншоты алгоритма установки. Это нужно, чтобы не тратить время дистанционного урока на объяснение процесса установки программы или регистрации на сервисе.
Подготовьте материалы для практических занятий
опишите в отдельном текстовом файле теоретическую часть, необходимую для практической работы на уроке. Сделайте видеозапись, как вы выполняете практическую работу: что и как вы делаете, куда нажимаете. Воспользуйтесь средствами операционной системы или специальными программами для записи вашего экрана. Сохраните запись и прикрепите к уроку. Это позволит любому ученику не просто просмотреть материал, а пересмотреть его столько раз, сколько ему потребуется. При такой организации обучения ребенок индивидуально, последовательно и в своем темпе выполняет практическую работу.
Совет дня:
- Теперь немного об образовательном контенте – тех материалах, с помощью которых вы будете организовывать изучение нового материала.
- Поставьте себя на место ученика и представьте себе, какой объем необработанной информации на него будет скинут в случае массового перехода всех учителей на обучение в режиме онлайн. В этой связи мы просим критически подойти к качеству материалов, которые вы используете в своей работе, их освоение (чтение, осмысление, выполнение заданий первичной проверки понимания и закрепления) не должно занимать более 45 минут – 1 часа:
- Избегайте лонгридов (длинных текстов). Оставьте в тексте самое важное, сделав пометки о наличии дополнительного материала в случае, если тема ребенка заинтересовала.
- Структурируйте текст, текст должен быть разбит на части. Желательно краткое подведение итогов в конце.
- Используйте тексты с инфографикой – схемы и прочая визуализация позволяют более качественно понять материал и запомнить его.
- Задания и учебные блоки должны быть сбалансированными по объему и сложности.
Совет дня:
- Составляя итоговую проверочную работу, проверяйте в первую очередь не владение предметным содержанием курса (это довольно наивно выглядит в условиях неограниченного доступа к ресурсам сети Интернет у обучающихся дистанционно), а овладение необходимыми умениями решать на предметном содержании широкий круг учебных и жизненных задач.
- Старайтесь составить работу так, чтобы каждое задание было направлено на проверку разных умений.
- Ориентиром для того, что и как нужно проверять, могут послужить спецификации и кодификаторы КИМ ГИА для соответствующей ступени образования.
- Старайтесь придумывать собственные задания, помня о том, что пользоваться поисковыми системами сети Интернет ваши ученики тоже умеют и велика вероятность того, что вместо ответов учеников на задания, найденные в Сети, вы будете читать критерии правильных ответов к этим заданиям.
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- В школе сложно отвертеться от вопроса, почему не сделал домашнее задание, а популярные отмазки вроде «забыл дома» не актуальны. Однако новый дистанционный формат породил у детей новые способы облегчить свою жизнь. Подростки делятся этими лайфхаками в соцсети TikTok и делают их новыми трендами онлайн-обучения. Центр исследования современного детства Высшей школы экономики собрал пять самых популярных способов, как обманывают учителя по ту сторону экрана.
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- 1. Зависание
- Если на протяжении всего урока всем все прекрасно слышно, но как только вы задаете вопрос, начинаются бесконечные технические коллапсы у определенных учеников, скорее всего, это «зависание». Некоторые ученики изображают технические неполадки — дерганье, специальное растягивание слов, долгие паузы или отсутствие звука.
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- 2. Фоторедакторы
- Самый популярный способ «подделать» домашнее задание — фотошоп. На что только не идут ученики, лишь бы не выписать самому в тетрадь решения и диктанты — ищут нужные варианты по всем сайтам готовых домашних заданий и подходящие шрифты, выбирают фото с самым похожим почерком, выверяют клеточки через редактор. О таком способе могут говорить незнакомые почерки или съехавшие линии, появившиеся в результате не самого кропотливого наложения двух картинок.
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- 3. Суфлеры
- Такой способ используют ученики, когда им нужно на камеру рассказать наизусть стихотворение, пересказ или объяснить, например. гомологический ряд метана. Дети снимают в блогах лайфхаки, как использовать функцию второго экрана (на половине мониторе появляется нужный текст) или крепить листы с подсказками позади камеры.
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- 4. Розыгрыш
- Безнаказанность и удаленный формат работы дает повод ученикам пошутить над своими педагогами, особенно если они не сильны в технической части. Дети специально подсказывают учителям неправильные действия в программах, чтобы растянуть урок. Так что не верьте ученикам, когда на вопрос «Как сделать экран полноразмерным?» они отвечают «нажмите alt-F4» (эта комбинация клавиш закроет окно программы).
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
- 5. Видеопрогулы
- В TikTok популярен способ прогулять онлайн-урок: записать заранее 10-минутное видео, где ты изображаешь внимательного ученика, а затем во время урока перед камерой ставишь сделанную запись. Так что не забывайте вовлекать класс в работу, здавать вопросы по ходу общения, даже если у вас по плану лекция.
Исследователи Центра исследования современного детства заметили, что девочки чаще всего подделывают домашние задания, а мальчики - разыгрывают учителей. Эксперты считают, что подобные лайфхаки - признак неподходящих форматов обучения, которые сейчас могут предоставить школы. Поэтому исследователи предлагают педагогам не ужесточать контроль над учениками, а давать подросткам новые, более интересные форматы онлайн-заданий.