СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 9 класса "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 9 класса "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для 9 класса "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Объясни   1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта». 2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем. 3. Печален я: со мною друга нет.   Задания: - определите структуру предложений; - объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; - можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Объясни

  1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

 

Задания:

- определите структуру предложений;

- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

Вопрос  Сформулируйте тему урока. Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока

Вопрос

  • Сформулируйте тему урока.
  • Отталкиваясь от темы, поставьте цели урока
Задачи урока: Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания
  • Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развивать творческие способности.
  • Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Задачи личностного развития: -способствовать формированию правильной устной речи учащихся; -создавать условия для развития адекватной самооценки; -развивать умения анализировать языковой материал.

Задачи личностного развития:

  • -способствовать формированию правильной устной речи учащихся;
  • -создавать условия для развития адекватной самооценки;
  • -развивать умения анализировать языковой материал.
1. Вторая часть (или несколько частей) БСП раскрывает причину происходящего в первой. 1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура - тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их... 2. Архитектура - тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания. 7

1. Вторая часть (или несколько частей) БСП раскрывает причину происходящего в первой.

1. Светильники надо беречь (почему?) : порыв ветра может погасить их...

2. Архитектура - тоже летопись мира (почему?) : она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

1. Светильники надо беречь, потому что порыв ветра может погасить их...

2. Архитектура - тоже летопись мира, потому что она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания.

7

2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. (Между частями можно вставить слова «а именно») Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеют пахучие ромашки, алеют гвоздики. 8

2. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. (Между частями можно вставить слова «а именно»)

Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеют пахучие ромашки, алеют гвоздики.

8

3. Вторая часть БСП дополняет содержание первой, отвечая на вопросы падежей. - Я верил: он вернётся. - Павел чувствует: чьи – то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя. 9

3. Вторая часть БСП дополняет содержание первой, отвечая на вопросы падежей.

- Я верил: он вернётся.

- Павел чувствует: чьи – то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

9

Объясните постановку двоеточия в БСП  Вдруг я чувствую: кто – то толкает меня в плечо. Честно вам скажу: я не хочу с ним встречаться. С порывом ветра послышались удары топоров: где – то работали плотники. Шинель Акакия Акакиевича имела странное свойство: воротник её уменьшался с каждым годом. Я понимал: выручить нас может только случайность.

Объясните постановку двоеточия в БСП

  • Вдруг я чувствую: кто – то толкает меня в плечо.
  • Честно вам скажу: я не хочу с ним встречаться.
  • С порывом ветра послышались удары топоров: где – то работали плотники.
  • Шинель Акакия Акакиевича имела странное свойство: воротник её уменьшался с каждым годом.
  • Я понимал: выручить нас может только случайность.
Объясните постановку двоеточия в БСП Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Меня приняли очень любезно: рекомендация была солидная. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу. По утрам тайга оживала: птицы кричали без умолку на разные голоса.

Объясните постановку двоеточия в БСП

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
  • Меня приняли очень любезно: рекомендация была солидная.
  • Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу.
  • По утрам тайга оживала: птицы кричали без умолку на разные голоса.
. . Спишите, расставляя двоеточия. Заполните таблицу  I – причина      Почему? [ ] : [ ]   № предложения ____ II – пояснение      а именно [ ] : [ ]   № предложения ____ III - дополнение  и увидел  и услышал  и почувствовал [ ] : [ ]   № предложения ____ 1. Обломов очнулся перед ним наяву стоял настоящий Штольц.. 2. Люди знали где –то далеко от них шла война. 3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи. 4. Напрасно вы смотрите во все стороны нет выхода из тундры. 5. Иногда лошади проваливались по брюхо почва была очень вязкой. 6. Я выглянул из кибитки вокруг был мрак. 7. Я понимаю вам трудно быстро передвигаться. 8. Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля была полна народа. 9. Всю дорогу молчали говорить мешала тряская езда. 10. Читатель, басни сей мысль самая простая равенство в любви и дружбе – вещь святая.  .

.

.

Спишите, расставляя двоеточия. Заполните таблицу

I – причина

 

 

Почему?

[ ] : [ ]

 

предложения ____

II – пояснение

 

 

а именно

[ ] : [ ]

 

предложения ____

III - дополнение

и увидел

и услышал

и почувствовал

[ ] : [ ]

 

предложения ____

1. Обломов очнулся перед ним наяву стоял настоящий Штольц..

2. Люди знали где –то далеко от них шла война.

3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.

4. Напрасно вы смотрите во все стороны нет выхода из тундры.

5. Иногда лошади проваливались по брюхо почва была очень вязкой.

6. Я выглянул из кибитки вокруг был мрак.

7. Я понимаю вам трудно быстро передвигаться.

8. Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля была полна народа.

9. Всю дорогу молчали говорить мешала тряская езда.

10. Читатель, басни сей мысль самая простая равенство в любви и дружбе – вещь святая.

.

Ответ к слайду пояснение причина 3, 4, 5, 9 дополнение 8, 10 1, 2, 6, 7

Ответ к слайду

пояснение

причина

3, 4, 5, 9

дополнение

8, 10

1, 2, 6, 7