Просмотр содержимого документа
«Презентация для дистанционного урока по теме "Действительные и страдательные причастия" с упражнениями»
Действительные и страдательные причастия
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
- Из окон были видны луга стелющиеся до реки текущей к морю.
- 2. Солнечные лучи падающие сверху и освещающие страницы книги по-весеннему ласковы.
Из названия новой темы ты сразу же понял, что все причастия делятся на две большие группы. Я бы сказал, что это смысловое деление: название действительные связано с активностью, действенностью признака. Иными словами, действительные причастия указывают на то, что предмет самостоятельно совершает действия. Название страдательные связано с подчинённостью признака действию другого предмета.
Предлагаю начать с примеров: молчащий или молчавший мальчик; работающий или работавший компьютер ; говорящий или говоривший ученик ; играющий или игравший тренер .
Все эти существительные (одушевлённые или неодушевлённые) снабжены признаком по действию (причастием). Они сами совершают действия. Молчащий мальчик сам молчит ( мальчик, который молчит ), а не его кто-то заставляет молчать. Работающий компьютер – это компьютер, который работает. А ещё ты найдёшь ученика, который говорит , и тренера, который играет.
То ли дело страдательные! Они находятся в подчинённом положении, обозначают признак по действию, которое выполняет кто-то другой : сделанная работа; гонимый странник; рекомендуемая книга; засеянное поле.
Работа не сама себя сделала, она сделана кем-то ( это работа, которую сделали ), и странник не сам себя гонит, он гоним кем-то (его кто-то гонит ), книга не сумеет сама себя рекомендовать , её рекомендуют , а уж поле -то без человека никак не засеется .
Действительные
Страдательные
-УЩ- (-ЮЩ-),
-АЩ- (-ЯЩ-)
-ЕМ- (-ОМ)-, -ИМ-
-ВШ-, Ш-
-ЕНН- (ЁНН), -НН-, -Т-
Правда, есть и грамматические помощники – суффиксы. Не хочешь вдумываться в содержание причастия, выучи суффиксы, и всё станет на свои места. Я напомню тебе табличку, которая уже возникла перед тобой в момент знакомства с причастиями и немного её поясню.
Упражнение
Раздели причастия по группам, запиши их в две колонки, как указано. Приведи свои примеры, не менее шести.
Выделенное слово, расколотый орех, хохочущий ученик, сомневающийся читатель, забиваемый гвоздь, видимый глазом, выросший цветок, размешанный раствор, залаявшая собака, погрузившийся в воду.
Действительные причастия
Страдательные причастия
Упражнение
Данные словосочетания действительных причастий с существительными замени на словосочетания страдательных причастий с существительными и наоборот. Смотри подсказку.
Прочитавший книгу – прочитанная книга
Нашедший гриб-
Испуганный взгляд –
Возвращённый долг –
Уважаемый человек –
Видимый глазом –
Преследующий противника –
Ожидающий ответа -