СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для метапредметного урока на тему "Блокада Ленинграда"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация составлена для проведения метапредметного урока на тему "Блокада Ленинграда".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для метапредметного урока на тему "Блокада Ленинграда"»

Урок биологии

Урок биологии

Блокада Ленинграда Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то – с первых ступеней детсада... В необъятной стране нет, пожалуй, семьи, Где не знают, что значит – БЛОКАДА…

Блокада Ленинграда

Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,

Кто-то – с первых ступеней детсада...

В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,

Где не знают, что значит – БЛОКАДА…

872 дня мужества  8 сентября 1941 года — . . . . .  18 января 1943 года — . . . .  27 января 1944 года — . . . . .

872 дня мужества

8 сентября 1941 года — . . . . . 18 января 1943 года — . . . . 27 января 1944 года — . . . . .

872 дня мужества  8 сентября 1941 года — День начала Блокады  18 января 1943 года — День прорыва Блокады  27 января 1944 года — День полного снятия Блокады

872 дня мужества

8 сентября 1941 года — День начала Блокады 18 января 1943 года — День прорыва Блокады 27 января 1944 года — День полного снятия Блокады

Работая с текстом, Ответьте на вопросы: 1.Назовите дату начала наступления фашистских войск на Ленинград? 2.когда немецкие войска отрезали Ленинград от всей страны с суши? 3.укажите способы взятия города немецко-фашистскими захватчиками. 4. назовите события, которые произошли в Ленинграде 8 сентября 1941года.

Работая с текстом, Ответьте на вопросы:

  • 1.Назовите дату начала наступления фашистских войск на Ленинград?
  • 2.когда немецкие войска отрезали Ленинград от всей страны с суши?
  • 3.укажите способы взятия города немецко-фашистскими захватчиками.
  • 4. назовите события, которые произошли в Ленинграде 8 сентября 1941года.
Работа с терминами   Измор – взять, захватить кого-нибудь, доведя до полного истощения сил;  добиться чего-нибудь от кого-нибудь медленно и надоедливо воздействуя.

Работа с терминами Измор – взять, захватить кого-нибудь, доведя до полного истощения сил; добиться чего-нибудь от кого-нибудь медленно и надоедливо воздействуя.

8 сентября 1941 года Первая массированная бомбардировка города немецко-фашистскими захватчиками, в результате которой в городе вспыхнуло около 200 пожаров

8 сентября 1941 года

Первая массированная бомбардировка города немецко-фашистскими захватчиками, в результате которой в городе вспыхнуло около 200 пожаров

8 сентября 1941года Пожар на Бадаевских продовольственных складах

8 сентября 1941года

Пожар на Бадаевских

продовольственных складах

 Какие ценности жизни были самыми главными у жителей Ленинграда во время блокады, и почему вы так считаете?   (Ценность – это то, что значимо для жизни человека)

Какие ценности жизни были самыми главными у жителей Ленинграда во время блокады, и почему вы так считаете? (Ценность – это то, что значимо для жизни человека)

Хлеб стал синонимом Жизни, пропуском в мир живых….

Хлеб стал синонимом Жизни, пропуском в мир живых….

Слово «хлеб»  равнялось слову «жизнь»

Слово «хлеб»

равнялось слову

«жизнь»

«125 блокадных грамм  с огнём и кровью пополам

«125 блокадных

грамм

с огнём и кровью пополам"

Состав хлеба рецепт блокадного хлеба ноября 1941 Г.: 57% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука, 20-30% – овсяная мука 10% – подсолнечный жмых 3% – соль 2-3% – солод. В настоящее время в состав  обычного белого  хлеба  входят: пшеничная мука, вода, подсолнечное масло, дрожжи, соль и небольшое количество сахара.

Состав хлеба

  • рецепт блокадного хлеба ноября 1941 Г.:
  • 57% общего веса блокадного хлеба составляла обойная мука,
  • 20-30% – овсяная мука
  • 10% – подсолнечный жмых
  • 3% – соль
  • 2-3% – солод.
  • В настоящее время в состав  обычного белого  хлеба  входят:
  • пшеничная мука,
  • вода,
  • подсолнечное масло,
  • дрожжи,
  • соль и небольшое количество сахара.
Сорт хлеба Хлеб ржаной простой Мука Вода обойная Хлеб блокадного Ленинграда Заменители 47,5 г Ржаная обойная белки 0 г 71 г 10-12% жиры 6.5 г Жмых-10%, 1.0 г углеводы пищевая целлюлоза-10%, обойная пыль-2%, 0 г 40.1 г Энергетическая ценность в хлебе массой 100г 0 г 190 ккал 0 г 130 кал

Сорт хлеба

Хлеб ржаной простой

Мука

Вода

обойная

Хлеб блокадного Ленинграда

Заменители

47,5 г

Ржаная обойная

белки

0 г

71 г

10-12%

жиры

6.5 г

Жмых-10%,

1.0 г

углеводы

пищевая целлюлоза-10%, обойная пыль-2%,

0 г

40.1 г

Энергетическая ценность в хлебе массой 100г

0 г

190 ккал

0 г

130 кал

Суррогат – это заменитель натурального продукта , обычно неполноценный или вынужденный заменитель чего-либо

непродовольственное сырье:

- Гутали́н [лат. oleum «масло»], ва́кса или крем для обуви — средство для ухода за обувью, Первоначально приготовлялась из яйца, сбитого с печной сажей и разведённого в уксусе или пиве

- ОЛИ́ФА - Варёное льняное или конопляное масло для изготовления масляных красок, предназначена для обработки деревянных и металлических поверхностей, выступает в качестве основы для масляных красок, средства, предотвращающего проникновение влаги

- Шрот — концентрированный корм, Получается после выделения жира из семян масличных растений органическими растворителями в дистилляторах и испарителях

- Гидроцеллюлоза - продукт гидролиза целлюлозы под действием кислот, обработанная химическим путем древесина, В самые тяжелые дни блокады содержание гидроцеллюлозы в хлебе доходило и до половины!!!

- другие заменители – сосновый луб, хвоя, мука из ветвей березы и семян дикорастущих трав, лебеда, спирт для протирки стекол, сыромятные ремни, подметки, сапожная кожа,

-Столярный клей  в голодном  Ленинграде  был настоящим блокадным лакомством, его изготавливали из казеина, в  составе  этого вещества были натуральный сухой творог и спирт

-формы для выпечки хлеба смазывали соляровым маслом.

продовольственное сырье в составе хлеба:   - Жмых — продукт, получаемый после отжима растительного масла на прессах различной конструкции из семян масличных культур, Концентрированный корм для сельскохозяйственных животных с большим содержанием белка, один из компонентов комбикормов - Со́лод — намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже ржи, пшеницы, кукурузы - обойная   мука  - самого крупного помола, По виду больше напоминает не  муку , а манную крупу, Ее называют цельнозерновой - обойная пыль, выбойки из мешков, мучная пыль со стен и потолков складов. Энергетическая ценность блокадного хлеба составляла 130 калорий, то есть пайка весом 125 грамм – …… калорий. А ведь это была норма еды человеку на целые сутки. И порой, кроме воды и этого кусочка хлеба, у ленинградцев ничего съестного больше не было… При этом человеческое сердце будет «биться» при потреблении организмом минимум 500 калорий! При потреблении в сутки 500 г. хлеба человек обеспечивает свои потребности в энергии лишь на 40 процентов!

продовольственное сырье в составе хлеба:

- Жмых — продукт, получаемый после отжима растительного масла на прессах различной конструкции из семян масличных культур, Концентрированный корм для сельскохозяйственных животных с большим содержанием белка, один из компонентов комбикормов

- Со́лод — намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже ржи, пшеницы, кукурузы

- обойная   мука  - самого крупного помола, По виду больше напоминает не  муку , а манную крупу, Ее называют цельнозерновой

- обойная пыль, выбойки из мешков, мучная пыль со стен и потолков складов.

Энергетическая ценность блокадного хлеба составляла 130 калорий, то есть пайка весом 125 грамм – …… калорий. А ведь это была норма еды человеку на целые сутки. И порой, кроме воды и этого кусочка хлеба, у ленинградцев ничего съестного больше не было…

При этом человеческое сердце будет «биться» при потреблении организмом минимум 500 калорий!

При потреблении в сутки 500 г. хлеба человек обеспечивает свои потребности в энергии лишь на 40 процентов!

Блокадные рецепты

Кофе «из земли»

Ленинградцы ходили на сгоревшие Бадаевские склады, разбомбленные немцами. Набирали там землю, пропитанную сахаром, и растворяли в воде. Когда земля оседала и вода отстаивалась, получалась сладковатая жидкость коричневого цвета. Ее кипятили, и в результате получался напиток, который называли «кофе», он ценился тем, что в нем был настоящий сахар.

Котлеты из книжных переплетов

У многих ленинградцев дома находились книги, обложки которых были сделаны из папье-маше (Папье́-маше́  (фр. papier  mâché , букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке  масса , получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. ), Эти обложки резали на мелкие кусочки и размачивали в кастрюле с водой по несколько часов. Когда бумага разбухала, воду отжимали. В получившуюся кашу добавляли муку из жмыха. Из этого «фарша» делали котлеты, которые жарили на горячей поверхности буржуйки без какого-либо жира.

Желе из столярного клея

Плитки столярного клея размачивали в воде, после чего в ней же его и варили. Туда добавляли разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику. В результате получалось желе золотистого цвета со специфическим вкусом.

Работа с терминами  дистрофия расстройство питания тканей, органов или организма в целом, обусловленное  нарушением обмена веществ и характеризующееся появлением в тканях  количественно и качественно измененных продуктов обмена, лежит в основе  развития многих заболеваний; хроническое расстройство питания ребенка, сопровождающееся нарушением  Обмена веществ, функций многих органов и систем органов, роста и развития ребенка.

Работа с терминами дистрофия

расстройство питания тканей, органов или организма в целом, обусловленное 

нарушением обмена веществ и характеризующееся появлением в тканях 

количественно и качественно измененных продуктов обмена, лежит в основе 

развития многих заболеваний;

хроническое расстройство питания ребенка, сопровождающееся нарушением 

Обмена веществ, функций многих органов и систем органов, роста и развития ребенка.

ВИТАМИННЫЙ НАПИТОК ИЗ ХВОИ

ВИТАМИННЫЙ НАПИТОК ИЗ ХВОИ

Обработка огорода, разбитого в сквере возле Исаакиевского собора. 1942 г.

Обработка огорода, разбитого в сквере возле Исаакиевского собора. 1942 г.

    Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора. 1942 г.

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора. 1942 г.

Дети у грядок на набережной в Ленинграде. 1942г.  Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Дети у грядок на набережной в Ленинграде. 1942г. Архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда

Конец блокады 1944 год

Конец блокады 1944 год

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями, Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.  Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком. Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.  Ах, какой он был мягкий, какой был хороший! Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший… Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник, Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями? Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями, И солдаты, и маршалы вместе рубали. Ели, будто молясь, доедали до крошки. Всю войну я не помню даже корки засохшей. … За витриною хлеб вызывающе свежий.  Что ж так хочется крикнуть: «Мы те же! Все те же!»  Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.  Всю войну я не помню даже крошки засохшей…  Мы остались в живых. Стала легче дорога. Мы черствеем, как хлеб, которого много. Николай Добронравов

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,

Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.

Хлеб везли на подводе.

Стыл мороз за прилавком.

Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.

Ах, какой он был мягкий, какой был хороший!

Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…

Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями?

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,

И солдаты, и маршалы вместе рубали.

Ели, будто молясь, доедали до крошки.

Всю войну я не помню даже корки засохшей.

  • За витриною хлеб вызывающе свежий.
  • Что ж так хочется крикнуть: «Мы те же! Все те же!»
  • Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
  • Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
  • Мы остались в живых.
  • Стала легче дорога.
  • Мы черствеем, как хлеб, которого много. Николай Добронравов
«Сколько может выдержать человек? Гораздо больше, чем ему кажется. Человек может много, может всё и ещё  столько же».  Даниил Гранин

«Сколько может выдержать человек?

Гораздо больше, чем ему кажется.

Человек может много, может всё и ещё столько же».

Даниил Гранин

Ленинград-город-герой

Ленинград-город-герой