Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов "Психологические особенности адаптационного периода первоклассников"»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В 1 КЛАССАХ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗАПАСА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ:
- усвоение и применение учебного материала ограничено
- основный тип восприятия - зрительный
- абстрактные понятия не осознаются
- использование памяти только в кратковременном режиме и в клиповом виде
- отсутствие способности концентрации внимания и удержания не только нескольких предметов, но и одного-двух
- дети не умеют воспринимать цепочку взаимосвязанных событий, нет представления о временном, пространственном и количественном аспекте
- снижение темпа выполнения заданий
- потребностно-мотивационная сфера доминирует
- повышение уровня агрессивности и аутичности у детей
- НЕТ ГОТОВНОСТИ К УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- НИВЕЛИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА!
КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ:
Усвоение программного материала и учебная активность
Наличие положительного отношения к социальной ситуации развития; позитивных внутренних состояний и эмоций; отсутствие динамики заболеваемости
Налаживание межличностного взаимодействия с одноклассниками и классным руководителем
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Мотивация учебной деятельности
Развитие произвольности психических процессов
Социометрические данные
Тип психического развития
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 1А КЛАСС
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ – 1А КЛАСС
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
ТИП ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – 1А КЛАСС
ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕГО ПОРЯДКА:
- Внимание к самоорганизации детей – рабочее место, портфель, раздевалка, столовая. Выработка системного отношения к школе, учебным занятиям и статусу школьника.
- Формирование представлений о взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Постоянно показывать доброжелательное отношение к учащимся – отношение к школе
- Всегда помнить, что ученики копируют поведение (личный пример, действия) учителя не только в школе, но и дома.
- Чаще воздействовать на детей приемами расположения к себе – оказание внимания, похвала, комплименты, поддержка
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ
- Постоянное использование наглядного тематического и раздаточного пособия на уроках, особенно при объяснении нового материала.
- При освоении и усвоении нового материала задействовать 5 чувств + моторику = только ощущение позволяет ребенку анализировать информацию и идентифицировать ее в коре головного мозга в ответные импульсы.
- Особое внимание уделять анализу предметов и явлений, а также взаимосвязям между ними – развитие аналитического и логического мышления (решение задач, написание конспектов, анализ текстовых материалов, взаимоотношений)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ
- Учить создавать свои собственные графические элементы: разного рода диаграммы, графики, таблицы, схемы и рисунки.
- Делясь выученной информацией, человек существенно увеличивает шансы того, что он нескоро забудет о ней. Необходимо просто объяснить своему соседу по парте или другу учебный материал так, чтобы он сам его быстро понял
- Закрепление на практике сильно улучшает запоминание.
- Задействовать образную память и запоминать с помощью ассоциаций. К примеру, учить стихи: стараться во всех деталях, в том числе в цвете и звуке, представлять себе каждую строфу.
- Упрощает запоминание информации ее пересказ. Не зубрить материал, а прочитать и выделить основное, ключевые моменты. И пересказать все своими словами.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Необычная форма преподнесения учебного материала (занимательные примеры, факты из жизни детей, опыты…)
- Учебная информация должна вызывать удивление у учащихся и эмоциональный отклик
- Разъяснение личностной значимости нового материала для каждого ребенка
- Учить грамотному объяснению своих успехов и неудач – формирование самооценки учащихся и отношения к учебному процессу
- Сравнение успехов ученика не с успехами других детей, а с его прежними результатами