Как помочь ребёнку учиться?
Неуспеваемость
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.
Почему у наших детей
снижается интерес к учению?
Причины неуспеваемости:
- Отсутствие позитивного отношения к учёбе.
- Недостаточное умение учиться, проблемы с развитием внимания и памяти.
- Пробелы в ранее усвоенных знаниях.
- Отвлекающие факторы, неумение организовать свою домашнюю работу.
5 . Конфликты с родителями, с товарищами по учёбе, личные переживания.
6. Ребёнок часто болеет.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях:
- организация домашнего труда школьника
- приучение детей к самостоятельности
- контроль за выполнением домашних заданий
1.Организация режима
2. Организация рабочего места
3.Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.
4.Контроль за выполнением домашних заданий.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ:
«Не бей лежачего»
«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ:
«Не более одного недостатка
в минуту»
Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру! Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ:
«За двумя зайцами погонишься...»
Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ:
«Не скупитесь на похвалу»
Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку - и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ:
«Сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами»
Не надо сравнивать своего ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ:
«Ставьте перед ребенком
предельно конкретные цели»
Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.
Анкета «Ребёнок – родитель» Необходимо ответить на вопросы: «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА»
12. Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11. Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи, фильмы?
9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или предпочитают проводить время без взрослых?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в делах?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?
8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
13. Совершаете ли вместе с детьми прогулки, ходите ли в походы?
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
6. Проверяете ли вы, как они готовят домашнее задание?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
7. Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов
Результат
- Более 20 баллов . Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
- От 10 до 20 баллов . Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
- Менее 10 баллов . Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Тест «Какой вы родитель»
№ п/п
Вопросы
1.
Сколько раз тебе повторять?
2.
Посоветуй мне, пожалуйста.
3.
Не знаю, что бы я без тебя делал.
4.
И в кого ты такой (ая) уродился (лась)
5.
Какие у тебя замечательные друзья!
6.
7.
На кого ты похож (а)?
Вот я в твоем возрасте!
8.
Ты нам опора и помощник!
9.
Ну что за друзья у тебя!
10.
О чём ты только думаешь?
11.
Какая ты у меня умница!
12.
А ты как считаешь, сынок (доченька)?
13.
У всех дети как дети, а ты?!
14.
Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!
Оцените результаты, поставив себе:
- 2 балла за ответы № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13
- 1 балл за все остальные ответы
7 – 8 баллов. Живёте душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.
9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.
11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любовь.
13 – 14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушив айтесь к его мнению.
Советы родителям:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
- Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки,
кому-то помогать взрослеть.
Спасибо за внимание!