СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока музыкальной литературы на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока музыкальной литературы на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока музыкальной литературы на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта"»

Вокальное творчество  Франца Шуберта

Вокальное творчество Франца Шуберта

 Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797 – 1828), одного из основоположников романтизма в музыке.

Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797 – 1828), одного из основоположников романтизма в музыке.

Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена. Их у него было более 600, хотя при жизни издано только около 200. Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.

Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.

Их у него было более 600, хотя при жизни издано только около 200.

Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.

Шубертиада – это собрания дружеского кружка интеллигентной демократической молодёжи, которые были полностью посвящены произведениям Шуберта. В числе его участников были музыканты, поэты, художники.

Шубертиада – это собрания дружеского кружка интеллигентной демократической молодёжи, которые были полностью посвящены произведениям Шуберта. В числе его участников были музыканты, поэты, художники.

Франц Шуберт создал новый тип песен. Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов.

Франц Шуберт создал новый тип песен.

Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов.

Большую роль в жизни Шуберта сыграл выдающийся австрийский певец-баритон. Иоганн Михаэль Фогль. Песни Шуберта в его исполнении стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Вместе с Шубертом Фогль путешествовал по городам Европы.

Большую роль в жизни Шуберта сыграл выдающийся австрийский певец-баритон. Иоганн Михаэль Фогль.

Песни Шуберта в его исполнении стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Вместе с Шубертом Фогль путешествовал по городам Европы.

«Форель» - одна из самых известных песен композитора, написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта.

«Форель» - одна из самых известных песен композитора, написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта.

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность. Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку: Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание. Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость... Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку:

Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание.

Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость...

Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

 Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…  Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.  Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье  Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,  Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.   А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,  И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам, Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

Баллада – один из жанров романтической песни, в котором ведётся лирико – драматическое повествование с использованием какого – либо сюжета, нередко фантастического.

Баллада – один из жанров

романтической песни, в котором ведётся лирико – драматическое повествование с использованием какого – либо сюжета, нередко фантастического.

Шуберт. Лесной царь Стихи написал Иога́нн Во́льфганг Гёте -  немецкий поэт второй половины 18 – первой половины 19 века, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.

Шуберт. Лесной царь

Стихи написал Иога́нн Во́льфганг Гёте -  немецкий поэт второй половины 18 – первой половины 19 века, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.