Вокальное творчество Франца Шуберта
Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797 – 1828), одного из основоположников романтизма в музыке.
Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.
Их у него было более 600, хотя при жизни издано только около 200.
Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.
Шубертиада – это собрания дружеского кружка интеллигентной демократической молодёжи, которые были полностью посвящены произведениям Шуберта. В числе его участников были музыканты, поэты, художники.
Франц Шуберт создал новый тип песен.
Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов.
Большую роль в жизни Шуберта сыграл выдающийся австрийский певец-баритон. Иоганн Михаэль Фогль.
Песни Шуберта в его исполнении стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Вместе с Шубертом Фогль путешествовал по городам Европы.
«Форель» - одна из самых известных песен композитора, написана на стихи близкого друга, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта.
В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.
Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.
Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку:
Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание.
Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость...
Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.
Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам, Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.
Баллада – один из жанров
романтической песни, в котором ведётся лирико – драматическое повествование с использованием какого – либо сюжета, нередко фантастического.
Шуберт. Лесной царь
Стихи написал Иога́нн Во́льфганг Гёте - немецкий поэт второй половины 18 – первой половины 19 века, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.