Контрольный опрос
1. Бизнесом нельзя назвать
1) страхование автомобилей 2) сельскохозяйственное производство 3) парикмахерские услуги 4) натуральное хозяйство
2. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствии с ней цель предпринимательской деятельности — это
1) риск 2) самостоятельность 3) получение прибыли 4) пользование имуществом
3. Хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы — это
1) виды бизнеса 2) формы бизнеса 3) физические лица 4) ресурсы
4. Найдите слово (словосочетание), которое обобщает перечисленное, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) финансовый бизнес 2) торговля 3) посреднические услуги 4) виды бизнеса 5) производство товаров
5. Держатели акций создают
1) индивидуальное предприятие 2) хозяйственное товарищество 3) акционерное общество 4) фермерское хозяйство
6. Установите соответствие между видами бизнеса и видами деятельности:
Виды деятельности
А) предоставление денежных средств за вознаграждение Б) создание товаров В) продажа товаров Г) продажа акций Д) доставка и хранение товаров
Виды бизнеса
1) Производственный 2) торговый 3) финансовый
7. Выберите правильные высказывания.
1) Основа торгового предпринимательства — производство товаров. 2) Индивидуальное (частное) предприятие считается самой крупной формой бизнеса. 3) Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане (физические лица) и фирмы (юридические лица). 4) Деятельность предпринимателя регулируют не только правовые, но и моральные нормы.
Что принимают во внимание производители, решая какой экономический продукт они будут производить? Назовите не менее 5 показателей.
1. вид продукта
2. привлекательность продукта
3. количество продукта
4. объём продукта
5. ресурсы
6. технология изготовления
7. экономичность производства (полезность результата, выгодность).
Какие есть способы организации производства, помогающие эффективно использовать ресурсы и снижать затраты? Назовите не менее 3 способов
1. экономное и бережное использование ресурсов;
2. снижение затрат;
3. внедрение новых технических новшеств и новых технологий
4. повышение мастерства работников;
5. совершенствование разделения труда.
Задание-задача
произведите необходимые вычисления
Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения - 25 тыс. руб., зарплата рабочих - 50 тыс. руб., расходы на закупку сырья - 75 тыс. руб., транспортные расходы - 20 тыс. руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб.
Укажите сумму переменных затрат
1) 135 000 2) 140 000 3) 145 000 4) 150 000
Обмен, торговля, реклама
Учитель истории и обществознания
Фомин В. А.
МОУ СОШ №31
Цель урока
Познакомиться с понятиями обмена, торговли и рекламы как важными инструментами экономической деятельности, проанализировать их значение для развития экономики.
План занятия
1. Зачем люди обмениваются
2. Торговля и ее формы
3. Реклама — двигатель торговли
Проблемный вопрос
Как влияет на экономику разделение труда?
1. Зачем люди обмениваются
Какими двумя основными способами человек может удовлетворить свои материальные потребности?
- изготовить всё необходимое самостоятельно;
- обменять излишки, созданные своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими людьми.
С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен.
В чём преимущества обмена?
Преимущества обмена:
- не нужно всё добывать или делать самому;
- можно получить больший объём разнообразных благ.
Это сделало обмен важной стороной экономической деятельности.
Что необходимо, чтобы обмен состоялся?
Условия обмена
1. произвести экономическое благо;
2. предложить его к продаже, т. е. сделать его товаром.
Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие продукты.
Стоимость — мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Например, у часов с пластмассовым и металлическим корпусом одинаковая потребительная стоимость, но разная меновая.
У буханки хлеба и пачки сигарет одинаковая меновая стоимость, но разная потребительная стоимость.
Цена товара — это его стоимость, выраженная в денежной форме.
Одно из условий обмена — он должен быть равноценным, взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах.
Работа в группах
Раскройте значение понятий.
1 группа: Бартер. Стр. 99, абзац 1
2 группа: Рынок. Стр. 99, абзац 2 – 3
3 группа: Торговля. Стр. 99, абзац 1 – 3 следующего раздела
Бартер — натуральный обмен одной вещи на другую.
Деньги для такого обмена не нужны.
Недостатки:
- занимает много времени на поиск варианта обмена;
- не всегда равноценный и справедливый.
Неудобен!!!
В современной экономике преобладает рыночное хозяйство и обмен с использованием денег.
Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере производств, обмена и потребления товаров и услуг.
Рынок – место, где идёт купля-продажа товаров.
Роль:
- связывает экономически обособленных производителей, которые обмениваются результатами своей деятельности.
- продавцы свободно устанавливают цены, а покупатели — делают выбор: покупать товар по этой цене или нет.
Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодна и продавцу и покупателю.
Покупатель удовлетворяет свои потребности в необходимых товарах с наибольшей пользой для себя. Производитель, ориентируясь на его потребности, стремится произвести больше нужных людям товаров и услуг.
2. Торговля и её формы
Торговля — отрасль хозяйства, в которой происходит реализация товаров путём купли-продажи.
Она соединяет производителей товаров и их потребителей, людей и предприятия в единое хозяйство страны.
Почему возникла торговля?
Стремление людей получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но при этом способность произвести лишь ограниченный набор видов продукции.
Это противоречие и позволяет разрешить торговля.
Торговые организации постоянно ищут способы всё большего удовлетворения запросов потребителей.
Приведите примеры
Виды торговли:
- оптовая и розничная;
- внутренняя и внешняя.
Приведите примеры
Прочитайте текст на стр. 102 ( оттенен зеленым цветом) и н айдите аргументы в поддержку высказываний Дж. Гарфилда и В. Н. Татищева.
3. Реклама — двигатель торговли
Реклама – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.
Устная и письменная реклама появилась ещё древности.
Как жители средневековых городов узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной?
Родина современной рекламы — Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности.
Современная реклама — доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации — печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама (вывески, щиты, световые надписи) стала частью облика современных городов.
Какие цели преследует реклама? Стр. 103, абзац 1
Цели рекламы:
- информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы);
- формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу);
- напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).
Производители и продавцы товаров затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают специальные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарные знаки
В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители.
Что такое недобросовестная реклама и как ей противостоять? Стр. 103, абзац 3 – 4
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
- Как обмен решает задачи экономики?
- Что необходимо для выгодного обмена?
- Зачем люди и страны торгуют?
- Почему торговлю считают источником экономического благополучия страны?
- Для чего нужна реклама товаров и услуг?
Рефлексия
На уроке я узнал(а) __________________________
На уроке я работал(а) активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен ( довольна) или нет
Материал урока мне был понятен/ не понятен
интересен/ не интересен
Домашнее задание
1. Изучить § 12.
2. Устно подготовить ответы на задания на стр. 104.
3. В тетради выполнить задания «В классе и дома» на стр. 104 – 105.
4. Подготовить рефераты (10-15 предложений) :
а). Любая заинтересовавшая проблема.