СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для выступления на РМО по теме: "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного выступления: научить  создавать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для выступления на РМО по теме: "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"»

Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр Подготовила:  Учитель начальных классов: О.М.Лобынцева

Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Подготовила:

Учитель начальных классов:

О.М.Лобынцева

 Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

креативность (творческое мышление)  – это способность создавать  множество идей, это возможность придумывать необычайно умные  идеи и доводить их до  совершенного вида

креативность

(творческое мышление) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычайно умные идеи и доводить их до совершенного вида

Креативные способности учащихся  Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.  Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности .

Креативные

способности

учащихся

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности .

Выделяют следующие способности, характеризующие креативность: Пластичность: Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно. Подвижность , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Оригинальность, оно порождает неожиданные, непривычные решения.

Выделяют следующие способности,

характеризующие креативность:

  • Пластичность: Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
  • Подвижность , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
  • Оригинальность, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Факторы, определяющие проявление творческое мышления Природные задатки и индивидуальные особенности; Влияние социальной среды; Зависимость креативности от характера и структуры деятельности;

Факторы, определяющие

проявление творческое мышления

  • Природные задатки и индивидуальные особенности;
  • Влияние социальной среды;
  • Зависимость креативности от характера и структуры деятельности;
Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках.

Игра

самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках.

игровой Плюсами формы являются 1.Реальность ситуации 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон. 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения

игровой

Плюсами

формы

являются

  • 1.Реальность ситуации
  • 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования
  • 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон.
  • 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
задания Творческие в классе 1 - Иллюстрация к прочитанному произведению; - Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений; - Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх; - Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев; - Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой.

задания

Творческие

в

классе

1

- Иллюстрация к прочитанному произведению;

- Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений;

- Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх;

- Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев;

- Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой.

творческих Виды заданий во 2 и 3 классах : - План-схема, раздели и запиши или нарисуй; - Участие в сочинительстве загадок, потешек,  небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений; - «Дописывание»,«досказывание», сочинительство четверостиший; - Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения.

творческих

Виды

заданий

во

2

и

3

классах

:

- План-схема, раздели и запиши или нарисуй;

- Участие в сочинительстве загадок, потешек,

небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений;

- «Дописывание»,«досказывание», сочинительство четверостиший;

- Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения.

Виды творческих классе 4 в заданий - Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы; - Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек; - Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку; - Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх; - Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками.

Виды

творческих

классе

4

в

заданий

- Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы;

- Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек;

- Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку;

- Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх;

- Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками.

Задания креативного типа на уроках математики. придумать обозначение числа, понятия; дать определение изучаемому объекту, явлению; сочинить задачу по схеме, математическую сказку; 4) сформулировать математическую закономерность; 5) составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач; 6) изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад; 7) при работе в группах или парах по предложенным уравнениям, системам уравнений составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам; 8) создать презентацию, по определённой теме, изученной или изучаемой .

Задания креативного типа на уроках математики.

  • придумать обозначение числа, понятия;
  • дать определение изучаемому объекту, явлению;
  • сочинить задачу по схеме, математическую сказку;

4) сформулировать математическую закономерность;

5) составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач;

6) изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад;

7) при работе в группах или парах по предложенным уравнениям, системам уравнений составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам;

8) создать презентацию, по определённой теме, изученной или изучаемой .

Игра « Учитель-ученик ». Учащиеся заранее готовят друг для друга примеры для отработки приемов устного счета, задания и вопросы теоретического характера при отработке названий компонентов математических действий, их взаимосвязей.  «Лови ошибку! »  Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.

Игра « Учитель-ученик ». Учащиеся заранее готовят друг для друга примеры для отработки приемов устного счета, задания и вопросы теоретического характера при отработке названий компонентов математических действий, их взаимосвязей.

«Лови ошибку! » Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.

Развитие ассоциативного   мышления Цель:  - приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений;  -развивать связную речь, воображение.

Развитие

ассоциативного

мышления

Цель:

- приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений;

-развивать связную речь, воображение.

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку,  связывающую понятия  « огонь » и « заяц ».  ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.
  • ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ».

ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

в Работа группах Игры «Ассоциации» Ассоциации по смежности.   Глаз    Глаза – очки, ресницы, брови.

в

Работа

группах

Игры «Ассоциации»

Ассоциации по смежности.

Глаз

Глаза – очки, ресницы, брови.

Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, вишня, луна, солнце, яблоко… Что бывает глубоким? Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей… Вызывающие такие же эмоции: радость . Праздник, каникулы, подарки, пятёрка…

Что бывает круглым?

Мяч, шар, колесо, вишня, луна, солнце, яблоко…

Что бывает глубоким?

Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…

Вызывающие такие же эмоции: радость .

Праздник, каникулы, подарки, пятёрка…

свеча Светит лампа  НО НЕ тает снег Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь. дождь капает

свеча

Светит

лампа

НО НЕ

тает

снег

Светит, но не лампа,

Тает, но не снег,

Капает, но не дождь.

дождь

капает

арбуз мяч круглый  Как  Но не  апельсин сочный трава зелёный Круглый, как мяч, Сочный, как апельсин, Зелёный, но не трава.

арбуз

мяч

круглый

Как

Но не

апельсин

сочный

трава

зелёный

Круглый, как мяч,

Сочный, как апельсин,

Зелёный, но не трава.

    Метафора  - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

  • Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Метафора 1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2. морозит 3. айсберг 4. в доме 5. холодильник- домашний айсберг

Метафора

  • 1. Выбрать объект
  • 2.Что делает?
  • 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
  • 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие)
  • 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора
  • 1. холодильник
  • 2. морозит
  • 3. айсберг
  • 4. в доме
  • 5. холодильник- домашний айсберг
Дождь Льёт 2. Слёзы. 3. Небо. Дождь – небесные слёзы. Будильник 1. Будит. 2. Петух. 3. На столе. 4. Будильник – настольный петух.

Дождь

  • Льёт

2. Слёзы.

3. Небо.

Дождь – небесные слёзы.

Будильник

1. Будит.

2. Петух.

3. На столе.

4. Будильник – настольный петух.

Понятие « Противоречие »  Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение.

Понятие

«

Противоречие

»

Цель:

-Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь;

-Развивать связную речь, воображение.

 Например: Один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Как, например « Как перенести воду в решете?»

Например: Один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Как, например « Как перенести воду в решете?»

Заключение Используя развивающие игры, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.

Заключение

  • Используя развивающие игры, можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.
  • Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира.
  • Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».   К.Д.Ушинский

« Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».  

К.Д.Ушинский

Успехов в работе!  Спасибо за внимание!

Успехов в работе!

Спасибо за внимание!