Современный урок русского языка
Василенко П.А.
учитель филолог
ГОУ ЛНР ССШ № 3
им. В.И. Колядина
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
6 основных этапов современного урока
- Мобилизация
- Целеполагание
- Осознание недостаточности имеющихся знаний
- Коммуникация
- Взаимопроверка, взаимоконтроль
- Рефлексия.
Что такое современный урок?
Современный урок это
- понятный для нас урок;
- весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются;
- разнообразный урок;
- урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком;
- урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов;
- урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик”
Показатели эффективности урока:
- Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий
- Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
- Целесообразность выбора формы урока
- Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
- Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
- Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности
- Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий
- Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
- Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- Умение создать атмосферу доверия, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Пять шагов подготовки к современному уроку:
Традиционная
дидактика
Новая
дидактика
Ребята, давайте все вместе искать истину!
Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно!
Деятельность
Деятельность
учителя
ученика
СО вместная деятельность учителя
и ученика
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Подготовка к уроку
Деятельность учителя, работающего по ГОС
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
Основные этапы урока
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи и т. д.
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Деятельность учителя, работающего по ГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Форма урока
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно фронтальная
Нестандартное ведение уроков
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
–
Взаимодействие с родителями обучающихся
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Приемы эффективного урока
- «Корзина идей»
- Составление кластера
- «Пометки на полях»
- Составление маркировочной таблицы ЗУХ
- Написание синквейна
- Написание эссе
- «Лекция со стопами»
идей, понятий, имен…
Прием
“ Корзина”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием “Написание синквейна”
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное.
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов , с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна
Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!
Русский язык. Нужный, важный. Учитесь писать, думать. Русский язык самый важный для человека! Мы должны его знать!
Прием “Лекция со стопами”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно . После каждой смысловой части обязательно делается остановка . Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
«+»
Прием «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием “Составление кластера”
“ Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок , созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Прием “Составление кластера”
Имя существительное
Вопрос:
Кто?
Что?
В предложении является подлежащим
Часть речи
Изменяется в родительном падеже
Изменяется по числам
Обозначает название предмета
Рефлексия
Было интересно …
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел узнать ещё …
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало …
Современный урок – современный учитель...
Спасибо за внимание !