СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация доклада на тему: "Современный урок русского языка".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на тему : "Современный урок русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация доклада на тему: "Современный урок русского языка".»

Современный урок русского языка Василенко П.А. учитель филолог ГОУ ЛНР ССШ № 3 им. В.И. Колядина

Современный урок русского языка

Василенко П.А.

учитель филолог

ГОУ ЛНР ССШ № 3

им. В.И. Колядина

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.  Джон Дьюи

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

6 основных этапов современного урока Мобилизация Целеполагание Осознание недостаточности имеющихся знаний Коммуникация Взаимопроверка, взаимоконтроль Рефлексия.

6 основных этапов современного урока

  • Мобилизация
  • Целеполагание
  • Осознание недостаточности имеющихся знаний
  • Коммуникация
  • Взаимопроверка, взаимоконтроль
  • Рефлексия.
Что такое современный урок? Современный урок это   понятный для нас урок; весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются; разнообразный урок; урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком;  урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов; урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни.

Что такое современный урок?

Современный урок это

  • понятный для нас урок;
  • весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются;
  • разнообразный урок;
  • урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком;
  • урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов;
  • урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик”
Показатели эффективности урока: Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.  Целесообразность выбора формы урока Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.  Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.  Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Умение создать атмосферу доверия, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Показатели эффективности урока:

  • Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий
  • Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
  • Целесообразность выбора формы урока
  • Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
  • Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
  • Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности
  • Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий
  • Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
  • Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • Умение создать атмосферу доверия, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Пять шагов подготовки  к современному уроку:

Пять шагов подготовки к современному уроку:

Традиционная  дидактика Новая дидактика Ребята, давайте все вместе искать истину! Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно! Деятельность Деятельность  учителя ученика СО вместная деятельность учителя  и ученика

Традиционная

дидактика

Новая

дидактика

Ребята, давайте все вместе искать истину!

Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно!

Деятельность

Деятельность

учителя

ученика

СО вместная деятельность учителя

и ученика

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Подготовка к уроку Деятельность учителя, работающего по ГОС Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Основные этапы урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Главная цель учителя на уроке Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка к уроку

Деятельность учителя, работающего по ГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Основные этапы урока

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Главная цель учителя на уроке

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Деятельность учителя, работающего по ГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Форма урока

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно фронтальная

Нестандартное ведение уроков

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Приемы эффективного урока «Корзина идей»  Составление кластера «Пометки на полях» Составление маркировочной таблицы ЗУХ Написание синквейна Написание эссе «Лекция со стопами»

Приемы эффективного урока

  • «Корзина идей»
  • Составление кластера
  • «Пометки на полях»
  • Составление маркировочной таблицы ЗУХ
  • Написание синквейна
  • Написание эссе
  • «Лекция со стопами»
идей, понятий, имен… Прием “ Корзина” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

идей, понятий, имен…

Прием

Корзина”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием “Написание синквейна” В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Прием “Написание синквейна”

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна 1 строка - одно слово – существительное.  Это и есть тема синквейна.  2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.  3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.  4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов , с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме.  5 строка –слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Правила написания синквейна

1 строка - одно слово – существительное.

Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов , с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строка –слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна Лето  Жаркое, веселое  Гулять, играть, отдыхать.  Ждем с нетерпением.  Каникулы! Русский язык.  Нужный, важный.  Учитесь писать, думать.  Русский язык самый важный для человека!  Мы должны его знать!

Пример синквейна

Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!

Русский язык. Нужный, важный. Учитесь писать, думать. Русский язык самый важный для человека! Мы должны его знать!

Прием “Лекция со стопами” Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно . После каждой смысловой части обязательно делается остановка . Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием “Лекция со стопами”

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно . После каждой смысловой части обязательно делается остановка . Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ») Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.). «+»

Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).

«+»

Прием «ИНСЕРТ» Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.  Общепризнанные знаки: «v» - если информация известна; «+»  - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; «!»  - сведения, которые вызвали интерес «?»  - то, что осталось непонятным.

Прием «ИНСЕРТ»

Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Прием “Составление кластера” “ Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок , созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Прием “Составление кластера”

Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок , созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Прием “Составление кластера” Имя существительное Вопрос: Кто? Что? В предложении является подлежащим Часть речи Изменяется в родительном падеже Изменяется по числам Обозначает название предмета

Прием “Составление кластера”

Имя существительное

Вопрос:

Кто?

Что?

В предложении является подлежащим

Часть речи

Изменяется в родительном падеже

Изменяется по числам

Обозначает название предмета

Рефлексия Было интересно … Сегодня на уроке я узнал, что … Я хотел узнать ещё … Больше всего мне понравилось… Новым для меня стало …

Рефлексия

Было интересно …

Сегодня на уроке я узнал, что …

Я хотел узнать ещё …

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало …

Современный урок –  современный учитель... Спасибо за внимание !

Современный урок – современный учитель...

Спасибо за внимание !