МБУДО «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «РАДУГА КРАСОК» художественной направленности
Подготовил:
педагог дополнительного образования
Бердяева Ольга Павловна
Актуальность программы
- Актуальность программы отражается в возможности социализации ребенка, адаптации к условиям общения в коллективе, побудить интерес к изобразительному творчеству и народных культурных ценностей, развить когнитивных функций (улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику), а так же развить навыки и умения необходимые для успешного обучения и реализации полученных знаний в повседневной жизни.
- Программа «Радуга Красок» является программой художественной направленности.
- Обучение строится на активной основе, заинтересовать детей и побудить интерес к приобретению новых знаний и умений, через обучение по методике правополушарного метода рисования в сочетание с нетрадиционным техникам изображения.
- Знания и умения, полученные в результате обучения всегда можно применить в жизни. Можно с ориентировать детей к профессиям, связанных или пересекающихся с изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью. Например: визажист, графический дизайнер, веб-художник, архитектор, дизайнер, модельер, стилист, парикмахер, флорист, ландшафтный дизайнер, реставратор, ювелир, живописец, керамист, художник-декоратор, гравер и работник по металлу, Работник по дереву и резчик, работник по стеклу и мастер витража, скульптор и др.).
Отличительные особенности и новизна программы
- Отличительной особенностью является – в ходе обучения у ребенка расширяется круг возможностей и личностное ориентирования. А инновационные формы обучения, предоставляют определенную самостоятельность обучающимся в поиске новых творческих решений для достижения целей.
- Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:
- - принцип свободы действия, мнений, традиций;
- - принцип равных возможностей;
- - принцип ориентации на успешную деятельность;
- - принцип самореализации;
- - принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.
- Обучение по программе предусматривает обучение в игровой форме , семейные и выездные занятия , самостоятельную работу, проведение мастер-классов, что помогает реализовать полученные знания на практике.
- Новизна программы заключается в: создании условий для развития знаний, умений, навыков учащихся через включение их в творческий процесс при изучении итуитивного рисования, нетрадиционные способы и техники рисования при создание работ.
Условия реализации программы
- Срок реализации программы : 1 год
- Место реализации программы: филиал МБУДО ЦДОиРД г. Димитровграда (ул. Московская 57)
- Объем реализации программы: 144 часа:
1 модуль обучения – 62 часа.
2 модуль обучения – 82 часа.
- Численность обучающихся в группе: группы формируются по 10 человек, согласно санитарным нормам, исходя из площади помещения, в котором занимаются дети.
- Возрастной диапазон обучающихся : 5-7 лет
- Режим занятий: занятия в организации дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Все занятия проводятся периодичностью и продолжительностью:
в очном режиме обучении: 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью: 30 минут * 10 минут (перерыв) * 30 минут
в дистанционном режиме: 2 раз в неделю по 2 академических часа продолжительностью: 15 минут * 10 минут * 15 минут.
- Уровень программы: стартовый
Цель программы
Основная цель – создание необходимых условий для личностного развития учащихся и его успешности, творческих способностей, мотивировать подрастающее поколение к познанию, труду, самоопределению, интеллектуальному, художественно-эстетическому, нравственному развитию через основы изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества (народные промыслы).
Задачи программы
Образовательные :
- изучать основные виды искусства и их особенности.
- формировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;
- приобрести базовые практические знания и навыки, необходимые для своей творческой деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и передавать в художественно-творческой деятельности;
- развивать познавательную, творческую и социальную активность учащихся, потребность в самообразовании;
- развивать эстетический вкус на основе творческого анализа произведений искусства.
Воспитательные:
- воспитать способность передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным и позитивным явлениям жизни и искусства;
- сформировать уважение к культуре и искусству, к мировому культурно-историческому наследию;
- воспитать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы соответствуют обозначенным программой целям и задачам.
Результаты освоения программы
Предметные результаты:
- будут знать основные виды искусства и их особенности;
- будет интересоваться творческой деятельностью;
- будут уметь применять полученные знания и навыки в самостоятельно в своих творческих работах
Личностные результаты : результаты развития внутренней позиции, развития мотивов для образовательной деятельности, самоопределения, зарождения гражданской идентичности, чувства патриотизма, формирования системы морально-этических и ценностных ориентаций.
- буду сформирована устойчивая потребность к знаниям в изобразительной деятельности, декоративно-прикладном искусстве и культуре своей родины.
- будет сформировано уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей.
- будет развита устойчивая потребность к самообразованию и творческой самостоятельности.
- будет сформировано чувство аккуратности при работе.
- будет налажен тесный доверительный контакт между педагогом и обучающимися.
Метапредметные результаты: результаты способности учащихся использовать свои знания, усвоенные в рамках программы, для решения проблем в повседневной жизни или задач по другим учебным предметам. Будет развита: наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление и способность эмоционально воспринимать окружающую действительность и передавать в художественно-творческой деятельности, эстетический вкус.
Принципы и подходы к разработке программы
Программа состоит из 2 модулей: 1 модуль обучения – 62 часа и 2 модуль обучения – 82 часа.
Принципы разработки образовательной программы:
- принцип культуро - и природосообразности,
- принцип учёта развития общества на данном этапе,
- принцип структурности и модульности,
- принцип диагностичности,
- принцип создания условий для творческой активности ученика и учителя,
- принцип социализации.
В программе используются следующие педагогические технологии:
Форма обучения: данная программа может быть реализована как очно, так и в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Применение дистанционных образовательных технологий способствует обеспечению доступности качественного дополнительного образования обучающимся.
Возможные формы занятия и программы для их создания: занятия в формате презентации, занятия в формате видео ролика, тесты, кроссворды, анкеты, лекция, игра, чат-занятие, конференции.
- ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач).
Позволяет обучать детей под девизом «Творчество во всем!» так как охватывает множество областей учебной и воспитательной деятельности.
Целью является – воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.
Включает в себя следующие компоненты:
- Развитие воображения
- Оригинальность мышления
- Находчивость, внимательность и сообразительность.
Используем прием: ТПФ (типовой прием фантазирования) и РТВ (развитие творческого воображения). Например применение приемов:
- Оживление объекта – люди были превращены злым волшебником в деревья, кто каким деревом может быть и почему.
- Прием вживления в образ – « Если б я был существом с другой планеты…», «Злые персонажи становиться добрыми...»
- Прием вхождения в картину – какие эмоции вызывает картина? Почему? Что ты бы изменил? Почему?
- Примеривание образа на другое лицо (кого-то) – «Моя мама сказочный герой», «Папа богатырь», «Люди-животные».
- Мое настроение- беспредметное рисование без задач по передачи тематики, целью является цветопередача в работе настроения или восприятия ребенка.
- Рисование эмоций.
- Мозговой штурм- постановка задачи, генерация (выбор), решение. Например: Нарисовать вазу с цветами без использование кисти и краски.
- Игровые технологии. Позволяет заинтересовать предстоящей деятельностью, облегчает определение замысла будущей работы, активизирует обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру., постановку, сказку.
Например :
- Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. Из готовых геометрических фигур составьте композицию «Сказочный город», «Фантастическое животное».
- Дополните изображение . Учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. У пражнение помогает развитию творческого воображения .
- Викторина «Аукцион знаний». Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.
Проблемное обучение.
Основано на мышлении, поставленном в проблемную ситуацию, когда ученик сталкивается с новыми условиями и должен найти новый способ действия. Происходит активизация мысли, развитие интеллектуальных способностей.
Например : превратить отпечаток ладони в образы, найти образ в отпечатке красок, превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не ворсом кисти, а её черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри». Можно использовать такие приёмы, как: «Ситуация порождения сомнения» , «Вопросительные слова», Проблемное задание «с удивлением», Приёмы «Теории решения изобразительных задач».
- Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально .
Развитие личности ребенка через творчество рождает творческую личность. Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Главное в воспитании гармонически развитой личности – создание условий для саморазвития человека.
- Интерес к самому себе.
- Самопризнание себя как личности.
- Управление самим собой.
- Уважение чужого мнения.
- Эмоциональная устойчивость.
Содержание учебного плана программы
Содержание учебно-тематического плана 1 модуль
Раздел 1. Введение в программу. Организация занятий и Т.Б.
Темы 1.1 – 1.2: Входная диагностика, инструктаж. Организация занятий и Т.Б. Изобразительные средства и материалы.
Теория : познакомить учащихся с техникой безопасности и правилами поведения в творческом объединении, правилами организации труда и оборудования рабочего места.
Практика : опрос по знаниям материалов, их свойствам, выполнение работы для самостоятельного применения навыков и самовыражения.
Форма контроля: творческая работа «Рисунок на свободную тему».
Раздел 2. Знакомство с цветом.
Темы 2.1- 2.5: Цветоведении, День и ночь, «Цвета времен года»: Цвета осени, Цвета зимы, Цвета весны, Цвета лета.
Теория : знакомство с теорией цвета, изучить - основные и дополнительные цвета, цветовой контраст. Практика : обсуждение ассоциативного ряда теплым и холодным цветам. Проведение экспериментов по составлению различных цветов и цветовых оттенков красками (гуашь, акварель).
Форма контроля: творческая работа: «Цвета времен года» используя цвета присущие 4 сезонам года.
Раздел 3. Элементы рисования.
Темы 3.1- 3.4: Радуга, Веселые зонтики, Необычная посуда: волшебный чайник, Забавная тарелка.
Теория : знакомство и тренировка в основами графического рисунка и свойств художественного материала.
Практика : выполнение работ При выполнении работ рисунок прорисовывается согласно фантазии и видению учащегося.
Форма контроля : опрос, творческая работа.
Раздел 4. Морской мир.
Темы 4.1- 4.7: Золотые рыбки, Рыбки Кои, Черепашки в море, Морской конёк, Медуза, Дельфин, Аквариум.
Теория : знакомство с анималистическим жанром, построение композиции согласно основным правилам, передача ритма - движения и покоя, применение цветовой палитры согласно соответствию реалистичного изображения объекта, определение композиционного центра в рисунке, техника рисования, применение различных художественных материалов (краски – гуашь, акварель, акрил), мелки, карандаши. водными жителями - рыбами. Знакомство, обсуждение, сравнительный анализ особенностей форм, цвета и размеров.
Практика : выполнение работ с использованием различного художественного материала с передачей особенностей прорисовки форм и признаков анималистического жанра. Выполнение возможно: кистью, губкой, оттиском, пальцами рук, приемом тычка.
Форма контроля: творческая работа, анализ детских работ.
Раздел 5. Мир цветов.
Темы 5.1 – 5.4: Маки, Веселый кактус, Букет для мамы, Букет в вазе.
Теория : изучение нагладного материала - иллюстраций с изображением садовых, луговых цветов, разной формы и с разным строением бутона, обучать детей изображать цветы в разных техниках исполнения (нетрадиционных, традиционных).
Практика : выполнение работы - кистью, пальчиками, с помощью бумажного штампа, губки, пластиковыми вилками, точно передавая форму и колорит цветов, а так же развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение, выполнение работ возможно в любой технике: «Мокрым по мокрому», «Растяжка цвета», «Фактурное промакивание» с дальнейшей особенностей цветка. Рисуем красками – гуашь, акварель. Возможно выполнение работы любым художественным материалом.
Форма контроля: анализ детских работ, выставка.
Раздел 6. Волшебница - «Зима».
Темы 6.1 – 6.9: Елочка, Зимний лес, На лесной опушке, Снег идет, Дед мороз, Пингвин, Символ года. Досуг.
Теория : знакомство особенностями праздника «Новый год!», а так же с его символикой и традициями. Продолжение работы по закреплению понятия перспективы, цветовой палитры, техникам рисования и передачи форм и объемов.
Практика : работы выполняются на тонированном, так и на белом листе бумаги в различных техниках, работы выполняются согласно цветам соответствующим сезону, при изображении животных учитывается особенность их окраса и жизни. При выполнении работ соблюдаются основы цветовидения и перспективе. Выполнение тем «Символ года» и «Пингвин» возможна на заготовленном ранее шаблоне.
Форма контроля : анализ детских работ, выставка.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Теория : подведение итогов за пройденный курс, выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам.
Практика : диагностика по итогам 1 модуля: тест на знание цветовой палитры, материалов, техник, перспектив.
Содержание учебно-тематического плана - 2 модуля
Раздел 1. Введение в программу. Организация занятий и Т.Б.
Теория : повторение основ техники безопасности и правил поведения в творческом объединении, правилами организации труда и оборудования рабочего места.
Практика : проведение вводного инструктажа. Опрос ранее изученным знаниям материалов, их свойствам, выполнение работы на свободную тему для самостоятельного применения навыков и самовыражения.
Форма контроля: творческая работа «Рисунок на свободную тему».
Раздел 2. Зимняя одежда.
Темы 2.1 – 2.4: Мой любимый свитер, Рукавички, Шарфик, Валенки, Шапка.
Теория : самостоятельное применение на практике: изученных приемов работы, правильному и самостоятельному применению художественных приемов работы в различных техниках рисования, применение изученных элементов рисования (мазки, линии, штрихи, пятна).
Практика : Задание выполняется на заготовленном шаблоне, с тонировкой и последующей прорисовкой рисунка изделия можно использовать маркеры или фломастеры. Рисунок изделия полностью фантазия и видение учащегося.
Форма контроля : опрос, творческа я работа.
Раздел 3. Пернатые друзья.
Темы 3.1-3.8: Домик для пернатых, Птенцы, Сова, Филин, Снегири, Синицы, Цапля, Фламинго.
Теория : расширять и закреплять обобщенные представления детей о птицах, формировать у детей умение рисовать птичку, передавая форму частей тела, красивое оперение, развивать образное восприятие, воображение.
Практика : просмотр наглядного материала. Опрос по особенностям определенных птиц, сравнение особенностей строения, форм, окрас, клюва, хвоста, длинны крыльев и т.п. Определяем особенности птицы делаю контур с выделением головы, тела, крыльев, хвоста. Готовый контур птиц заполняем цветом (закрашиваем красками или штриховкой в стиле графика цветными карандашами), далее приступаем к особенностям таких деталей как: крылья, хвост, лапки, глаза, который располагается ближе к клюву. По желанию добавляем композиционные детали – дерево, пень, ветка, листья, вода и другое. Рисунок изделия полностью фантазия и видение учащегося.
Форма контроля : анализ детских работ, выставка.
Раздел 4. Животный мир.
Темы 4.1-4.15: Кошка домашняя, Дикая кошка – Лев, Фантазийная кошка, Щенок, Улитка, Обезьянка, Еж, Слон, Жираф, Мышь, Лягушка, Мишка панда, Мишка, Крошка енотик, Енот – полоскун.
Теория : Продолжаем знакомить детей с животным миром, углубить представление детей о линии, форме, пространстве, их свойствах и возможностях. Просмотр наглядных примеров и обсуждение для определений особенностей форм, цвета, строения, различий по признакам: высокий - низкий, домашний - дикий, большой - маленький.
Практика : Работы выполняются любым художественным материалом, на усмотрение обучающегося, при выполнении происходит сравнение отличительных признаков и их особенности при передачи формы и цвета. Рисунок может быть исполнен в фантазийном видении с добавлением элементов: трава, цветы, камешки, коврик, полянка и другие.
Форма контроля : опрос, творческая работа.
Раздел 5. Матушка природа. анализ детских работ, выставка
Темы 5.1-5.10: Пляж, Море, Закат, Ночь, Рассвет, Утро на лугу, Цветущий луг, Цвет сакуры, Пруд, Здравствуй, лето!
Теория : продолжать совершенствовать навыки полученных знаний по цветовому спектру, линиям, формам и объекту в пространстве. Способствовать самостоятельному выражению своих свои впечатления и эмоций в рисунке. Закрепить умение рисовать фигуры животных, насекомых, дополнительных предметов в рисунке с использованием художественных материалов и технике (по желания ребенка).
Практика : выполнение работы с применением различных материалов и техник. Рисование гуашью, карандашами или в смешанной технике. Максимально близко передаем четкость форм и цвета, разрешается изображение фантазийных цветов по полученным представлениям и мотивам экзотических растений. Видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов и выражения фантазии ребенка.
Форма контроля : анализ детских работ, выставка.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Теория : подведение итогов за пройденный курс. Проведение тестирования по освоенному материалу и навыкам.
Практика : диагностика по итогам 2 модуля: тест на знание основ передачи форм, объемов, перспективы, светотени, принципов построения цветового решения.
Формы аттестации, контроля
- Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения текущей и итоговой аттестации обучающихся.
- Аттестационный материал составлен в соответствии с целями и задачами дополнительной общеразвивающей программы: что ребёнок должен знать, уметь к концу учебного года.
- Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного и устного опроса, в самостоятельной творческой работы.
- Итоговый контроль – в виде конкурсов, творческой работы, выставки.
Процесс обучения по программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
- Входная диагностика , проводится вначале каждого модуля и предназначена для выявления уровня подготовленности обучающихся к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
- Промежуточная: проводится в конце первого.
Формы контроля : о тестирование, опрос, анализ детских работ, выставка творческих работ.
- Итоговая диагностика проводится после изучения второго модуля в виде творческих работ, выставка.
Воспитательный компонент
Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, воспитанников и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации.
Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед , марафон (актуальная идея для реализации), акции (социальная или тематическая акция); викторины, квест (игра-приключение на заданную тему).
Мероприятия, в которых обучающиеся принимают участие в период обучения
- Общественно-значимые
- Конкурсные мероприятия, олимпиады, соревнования:
- Международный творческий конкурс "Мой любимый питомец"
- Всероссийский детский конкурс рисунков «Волшебное лукошко», «По страницам Красной книги», «Дед Мороз - красный нос!»
- Межрегионального творческого конкурса «Осенний букет 22», Арское Рождественский фестеваль.
- Городской конкурс «Дорогою добра», Городской этап «Мама-это значит нежность»
- Фестивали, акции, конференции, хакатоны, воркшопы:
- Межрегиональный Фестиваль декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Зимняя фантазия»
- Акция, посвящённая Дню матери «Милая, любимая, самая красивая»