СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эффективные приемы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения".»

Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Абузярова Венера Муршитовна учитель начальных классов МБОУ «Светлинская СОШ №1»

Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Абузярова Венера Муршитовна

учитель начальных классов

МБОУ «Светлинская СОШ №1»

 Что же такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Что же такое функциональная грамотность?

  • Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ; МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ; ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ; КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
  • ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ;
  • ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ;
  • КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Читательская грамотность это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

  • это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои возможности, участвовать в социальной жизни.
Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.  К.Д. Ушинский

Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский

Приемы формирования читательской грамотности  «Потерянные буквы»  Этот прием часто использую на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.

Приемы формирования читательской грамотности «Потерянные буквы» Этот прием часто использую на уроках русского языка, проверяя знания словарных слов.

«Шерлок»  Перед детьми в произвольной форме разбросаны слова. Называю одно из слов и прошу ребенка найти его. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник по пути будет читать и другие и запоминая, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения, скорость чтения. Эту работу можно организовать в парах, группах, даже индивидуально.

«Шерлок» Перед детьми в произвольной форме разбросаны слова. Называю одно из слов и прошу ребенка найти его. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник по пути будет читать и другие и запоминая, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения, скорость чтения. Эту работу можно организовать в парах, группах, даже индивидуально.

«Мозаика»  Это сложение целого текста из частей. Эффективен этот прием в 4 классе при изучении таких тем как «Текст. Тема текста». Текст разделяется на части, либо предложения, и детям предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

«Мозаика» Это сложение целого текста из частей. Эффективен этот прием в 4 классе при изучении таких тем как «Текст. Тема текста». Текст разделяется на части, либо предложения, и детям предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

«Письмо с пробелами»  Вечор, ты помнишь вьюга злилась,  На ___________ небе мгла носилась;  Луна, как ________________ пятно,  Сквозь ________ ______ желтела,  И ты ______________ сидела –  А нынче погляди в окно:  ________________ небесами  _________________ коврами,  Блестя на солнце снег лечит.

«Письмо с пробелами» Вечор, ты помнишь вьюга злилась, На ___________ небе мгла носилась; Луна, как ________________ пятно, Сквозь ________ ______ желтела, И ты ______________ сидела – А нынче погляди в окно: ________________ небесами _________________ коврами, Блестя на солнце снег лечит.

«Крестики – нолики» После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (крестик или нолик). Побеждает тот, кто первым выстроил первый ряд своих знаков ( по горизонтали или вертикали).

«Крестики – нолики»

  • После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (крестик или нолик). Побеждает тот, кто первым выстроил первый ряд своих знаков ( по горизонтали или вертикали).
«Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

«Чтение с остановками»

  • Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Уголки» Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.  

«Уголки»

Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 

Только творческий подход и разнообразные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Только творческий подход и разнообразные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ребенок которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.

Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делая выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.

Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делая выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/