Просмотр содержимого документа
«Презентация "Экологическое воспитание младших школьников"»
Экологическое воспитание
младших школьников
Экология - наука об отношениях растительных
и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Основная цель экологического воспитания –
научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Задачи экологического воспитания:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения –
поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:
- Установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы ( как внутри начальной школы, так и со средней школой);
- Создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок, расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;
- Углубить теоретические знания в области экологии;
- Формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;
- Обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды .
Формы экологического воспитания:
- Массовые ( работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке)
- Групповые ( клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум)
- Индивидуальные (деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка)
К.Д.Ушинский писал:
«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка,
а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна
и золотая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня
варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое
убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души,
с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Экскурсия есть один из видов
учебно-воспитательной работы,
которая проводится на основе
непосредственного восприятия
изучаемого объекта на месте
его обычного нахождения
и сопровождения выходом
за пределы школы.
План подготовки экскурсии:
- Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
- Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.
- Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
- Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
- Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
- Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
- Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
- Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
Осенняя экскурсия
в парк:
Цели:
- организовать коллективную прогулку;
- понаблюдать за осенними изменениями в живой
и не живой природе;
-расширить и углубить знания
об объектах природы;
-воспитывать в детях эстетические чувства.