Экология –
как наука
ГБОУ « Специальная школа – интернат г Грязи»
Т.А.Минакова
«Экология стала самым громким словом на Земле,
громче войны и стихии ...
Звучащее на всех языках одинаково,
оно выражает собой одно и тоже понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...»
В. Г. Распутин
Экология – наука о гармоничном взаимодействии человека и
природы – получила начало еще в древние времена в виде
записей названий животных и растений. Но даже в 18-м –19-м веках, когда появились труды о «взаимном отношении
естественных тел», она была неразрывно связана с биологией и географией. История накопления экологических знаний и
оформление экологии как самостоятельной науки отражены в материалах данной презентации по плану:
«Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении
организмов к окружающей среде, куда мы относим все «условия
существования» в широком смысле этого слова. Они частично
органической, частично неорганической природы…
К неорганическим условиям существования, к которым должны
приспосабливаться все организмы, относятся в первую очередь
физические и химические особенности его местообитания,
климат (свет, тепло, влажность и электрические свойства
атмосферы), неорганическая пища, состав воды, почвы и т. д.
Под органическими условиями существования мы подразумеваем
отношение организма к другим организмам, с которыми он
вступает в контакт и среди которых большинство способствует
его пользе или вредит…»
Экология – это наука о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
«… это познание экономики природы…»
(14 сентября 1866 год, немецкий биолог
Эрнст Геккель)
Экология:
изучает, наблюдает,
исследует, прогнозирует,
моделирует состояние
живой и неживой
природы,
человеческого общества
и помогает сохранить
богатства Земли.
Законы Б.Коммонера:
Все связано со всем
Все должно куда-то деваться
Ничто не дается даром
Природа знает лучше, что делать,
а люди должны решать, как
сделать это возможно лучше
Объект экологии
Основным объектом
исследования экологии
являются экосистемы.
Предмет экологии
Предметом экологии является совокупность
или структура связей между организмами и
средой.
Экология как наука должна решать
следующие задачи:
1. Изучить законы и закономерности взаимодействия
организмов со средой их обитания;
2. Изучить формирование, структуру и
функционирование надорганизменных
биологических систем (популяция,
биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера).
Цели экологии:
- Разработка оптимальных путей взаимодействия
общества и природы с учетом законов существования
природы;
2. Прогнозирование последствий воздействия общества на природу с целью предотвращения негативных результатов.
Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую
среду для себя и будущих
поколений
Методы экологических исследований
Основные разделы экологии: аутэкология, популяционная экология, синэкология
- аутэкология - изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их)
средой;
- определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим
факторам .
Популяционная экология – учение о популяции, т. е. совокупности
особей одного вида, населяющих
определенную территорию и в
большей или меньшей степени
изолированную от соседних таких
же совокупностей
Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее.
Мы все снимаем угол свой
У матушки природы,
И крыша нам над головой
Суть купол небосвода.
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами
И уживаться надо в нем
Хоть мы с «усами» сами .
М. Левитман
- Синэкология, или экология сообществ,
исследует биотические сообщества и их
взаимоотношения со средой: формирование сообществ, их энергетику, структуру,
развитие и т.д.
Основные
экологические проблемы
1. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов, усиленных тепличным эффектом, вызываемым изменениями оптических свойств атмосферы выбросами в нее главным образом СО, СО 2 , других газов;
2. Замусоривание околоземного космического пространства (ОКП), последствия которого до конца пока не осмыслены, если не считать реальную опасность космическим аппаратам,
включая спутники связи, локации поверхности земли и другие, широко использующиеся в
современных системах взаимодействия между людьми, государствами и правительствами;
3. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых “озоновых дыр”, снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к
поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой
ультрафиолетовой радиации;
4. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию
кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для биосферных
объектов, включая человека и создаваемых им искусственных объектов;
5. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов,
насыщения их углекислым газом атмосферы, в свою очередь загрязненной автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и
радиоактивных веществ, поступления загрязнений с речным стоком, нарушения водного
баланса прибрежных территорий в связи с регулирования рек;
6. Истощение и загрязнение всех видов источников и вод суши;
7. Радиоактивное загрязнение отдельных участков и регионов с тенденцией его расползания по поверхности Земли;
8. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков (например –
кислотные дожди), неоптимального использования пестицидов и минеральных
удобрений;
9. Изменение геохимии ландшафтов, в связи с теплоэнергетикой, перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли в результате горнометаллургического передела (например концентрация тяжелых металлов) или извлечения на
поверхность аномальных по составу, высокоминерализованных подземных вод и
рассолов;
10. Продолжающее накапливание на поверхности Земли бытового мусора и всякого
рода твердых и жидких отходов;
11. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия,
соотношения экологических компонентов в прибрежной части суши и моря;
12. Продолжающееся, а местами - усиливающееся опустынивание планеты,
углубление процесса опустынивания;
13. Сокращение площади тропических лесов и северной тайги, этих основных
источников поддержания кислородного баланса планеты;
14. Освобождение в результате всех вышеуказанных процессов экологических ниш и заполнение ими иными, видами;
15. Абсолютное перенаселение Земли и относительное
демографическое переуплотнение отдельных регионов,
крайняя дифференциация бедности и богатства;
16. Ухудшение среды жизнеобитания в переуплотненных
городах и мегаполисах;
17. Исчерпание многих месторождений минерального
сырья и постепенный переход от богатых ко все более
бедным рудам;
18.Усиление социальной нестабильности, как следствия все
большей дифференциации богатой и бедной части
населения многих стран, возрастания уровня вооруженности их населения, криминализации, природных экологических
катаклизмов.
Благодарю
за внимание!
Благодарю
за внимание !