Автор: Белоногова Л.А.
«В музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится, по праву преобладающим. Просвещая ум, Музей воспитывает и чувства, но чувства лишь благородные, лишь священные», Н.Ф. Федоров, философ, музеолог (1829 – 1903)
Любите, но не требуйте любви к себе.
С. Саровский
Развитие музейного краеведения решает актуальные задачи модернизации образования:
Образовательные
- - Знакомство с историей и современной жизнью Урала как опорного края России;
- - Изучение проблем развития уральского региона.
Воспитательные
- - Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к родному краю;
- - Укрепление семейных связей;
- - Привитие уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Развивающие
- - Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
- - Адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- - Развитие стремления внести личный вклад в совершенствование жизни родного края.
- Этичность и наличие маршрута
настрой, восприятие
- владение темой ;
- адресность экскурсии ;
- дифференцированный подход к группе;
- контакт с группой ;
- владение вопросно-ответным методом ;
- владение приемами показа;
- создание установки на узнавание ;
- соотношение показа и рассказа ;
- речь (живой рассказ) .
Первое значение – терпение, терпимость.
Второе значение – адаптация человека к чему-либо, кому-либо.
Третье значение – устойчивость (к конфликту, стрессу, выносливость…)
Четвертое значение – допущение, позволение.
Пятое значение - толерантность как принятие (направленность на другого).
Шестое значение – стремление человека достичь понимания с другими, согласованность установок, мотивов, ориентаций
- Толерантность – морально-нравственное качество личности , характеризующееся способностью человека принимать другого во всем многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие взгляды, выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия.
милосердие
свобода
сострадание
мягкость
уважение
равноправие
прощение
устойчивость
равенство
примирение
выносливость
терпение
любовь
великодушие
толерантность
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
И. Гёте
Поэтапная разработка экскурсии
- Определение цели и задач экскурсии – то, ради чего показываются памятники истории и культуры (дополнительные знания в различных областях науки и культуры, воспитание патриотизма, эстетические и нравственные аспекты развития личности, расширение кругозора, уважение к труду и т.д.).
- Выбор темы:
В нашем случае – круг интересов и тем связан с историей и культурой конкретной местности по региональному принципу. Обязательным условием является точное и яркое название экскурсии.
- Отбор литературы и составление библиографии.
Этот этап разработки экскурсионного маршрута, как и следующий, может стать самостоятельной работой воспитанника по составлению списка книг, периодических изданий, которые раскрывают заданную тему с указанием автора, названия, года издания, а так же главы, страницы.
- Определение других источников экскурсионного материала.
Не будем забывать, что подготовка экскурсии должна основываться на научных подходах, т.е. иметь выверенные достоверные факты и сведения, имеющие отношения к теме. В качестве таких источников могут быть научно-популярные фильмы, фотодокументы, экспозиции и фонды музеев, государственные и личные архивы, а так же интервью очевидцев и участников событий, консультации специалистов. Отобранный материал фиксируется с указанием «адресата» источника.
Отбор и изучение экскурсионных объектов
- В качестве объектов могут выступать:
- а) экспозиции музеев, картинные галереи;
- б) памятные места, имеющие историческое и культурное значение;
- в) памятники искусства (произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства);
- г) памятники архитектуры и градостроительства, в том числе и архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.
- Отбор необходимых для определенной экскурсии объектов фиксируется в карточке (паспорте), которая может быть использована в дальнейшем для других экскурсий.
- В карточку вносятся следующие данные:
- Местонахождение, почтовый адрес.
- Наименование объекта (первоначальное и современное), а так же название, под которым памятник известен населению.
- Историческое событие, с которым связан объект, дата события.
- Описание объекта (автор, дата создания, из каких материалов, текст мемориальной надписи, описание внутреннего и внешнего декора).
- Источник сведения об объекте.
- Сохранность объекта (состояние объекта и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта и реставрации).
- Охрана объекта.
- Дата составления карточки, фамилия составителя.
- Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на определенной территории ускорит разработку экскурсионных тем и позволит разнообразнее использовать объекты в экскурсиях на другие темы.
Составление маршрута экскурсии
- Маршрут экскурсии – это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Главное, что нужно учесть при составлении маршрута – логическую последовательность от начала экскурсии до ее завершения, не допуская повторов следования по одному и тому же участку пути.
Объезд (обход) маршрута.
- Необходимое условие для утверждения маршрута является решение следующих задач:
- ознакомиться с трассой движения по маршруту; уточнить места расположения объектов и места предполагаемых остановок; выбрать площадку для подхода и расположения группы; уточнить по времени передвижения между объектами, их показа и словесной характеристики; выявить опасные места на маршруте и принять меры предосторожности.
- ознакомиться с трассой движения по маршруту;
- уточнить места расположения объектов и места предполагаемых остановок;
- выбрать площадку для подхода и расположения группы;
- уточнить по времени передвижения между объектами, их показа и словесной характеристики;
- выявить опасные места на маршруте и принять меры предосторожности.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
- К тексту предъявляются следующие требования: краткость, четкость формулировок, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии и т.п.), литературный язык, полное раскрытие темы. Контрольный текст должен быть удобен для пользования.
Комплектование «портфеля экскурсовода».
- «Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии и служить для восстановления недостающих звеньев при показе, если необходимый для раскрытия темы объект нельзя увидеть (снесен, разрушен).
- В «портфель» включается только те пособия, которые удобны для пользования и являются наиболее выразительными. Количество их не должно быть велико, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимание. Кроме того, важно, чтобы наглядные материалы, предназначенные для одной экскурсии, не были однообразными (например, только фотографии).
Паспортизация музеев образовательных учреждений
- Паспортизация (официальная регистрация в Федеральном и областном реестре музеев образовательных учреждений) проводится в целях выявления музейной сети и экспонатов, представляющих научную и историческую ценность, укрепления контактов данных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, а также в целях определения их правового статуса. Через каждый пятилетний период проводится процедура переаттестации (подтверждение статуса).
Критерии, по которым музею вручается номерное свидетельство и паспорт, подтверждающий его статус:
- - музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
- - собранные и зарегистрированные в инвентарной книге (книге учёта
- фондов) музейные предметы;
- - помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- - музейная экспозиция;
- - устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Приложение №3, №10
- УЧЁТНАЯ КАРТОЧКА МУЗЕЯ
- Свидетельство №_________ от _________ 20____года
- Наименование музея «Я памяти в глаза смотрю»
- Профиль музея Историко-краеведческий
- Адрес 623300, г. Красноуфимск, ул. Нефтяников, 12, МОУ ООШ № 4, телефон 8(343 94)2-25-87
- Дата открытия 1 октября 2006 года
- Руководитель музея Локтюшева Нина Михайловна
- Характеристика помещения отдельная комната 41 кв. м на втором этаже трехэтажного здания кирпичной постройки. Имеется дополнительная выставочная площадь 20 кв. м (рекреация) и складское помещение для хранения экспонатов. Пол покрыт линолеумом, стены побелены. В музее 2
- затемненных окна (жалюзи), искусственное освещение – лампы дневного света
- Город, в котором мы живем
- Летопись школы
- Учителя – ветераны
- Жители Красноуфимска – участники Великой Отечественной войны и труженики тыла
- Боевой путь 140 –ой Сибирской стрелковой дивизии
- Красноуфимцы – Герои Советского Союза
Количество и краткая характеристика экспонатов основного фонда
- На 1 июня 2009 года по Книге учета фондов 234 единицы хранения.
- Особую ценность представляют воспоминания участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, фотографии и письма фронтовиков 140 – ой Сибирской стрелковой дивизии (5 писем лейтенанта Черных Владимира Васильевича жене Черных Тамаре Викторовна, 2 письма сержанта Кокоулина Виктора Александровича матери Кокоулиной Галине Ивановне).
- В разделе «Летопись школы» - ученическая форма Засыпкина Юрия Леонидовича (выпуск 1960 года); парта 1969 года.
- План самоанализа деятельности музея образовательного учреждения
- за период с 20__ г. по 20__ г.
- Анализ эффективности работы музея
- Методики контроля усвоения образовательного материала обучающимися
- Особенности учебно-методического комплекта образовательной программы (Программно-методические, учебные, диагностические материалы)
- Система работы по пополнению музейной экспозиции
- Результативность привлечения внебюджетных средств (родительских и спонсорских) для повышения эффективности музейной деятельности.
- Межведомственное взаимодействие (связь с различными учреждениями и организациями, шефскими предприятиями, средствами массовой информации и пр.)
- Формы работы с родительским активом, общественными структурами муниципального образования, области, региона, России
- Участие в деятельности музея педагогов школы: учителей начальных классов, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов
- Результативность участия в конкурсных мероприятиях различного уровня
- Издательская деятельность музея
- Творческие достижения учащихся объединений дополнительного образования, функционирующих на базе музея
- Дополнительная информация
- Видеоматериалы о музее продолжительностью не более 15 минут на электронном носителе.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет:
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце мудрым будет
С.Маршак
Спасибо за внимание!