СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Этнография народов Сибири: алтайцы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по этнографии народ Сибири для студентов и

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Этнография народов Сибири: алтайцы"»

Алтайцы

Алтайцы

     Алта́йцы — тюркский народ. Происхождение названия «Алтай» связывают с тюркско-монгольским словом «алтын» , обозначающим «золото» , «золотой» . По другой версии слово Алтай (Алатау) в тюркских языках означает «пёстрая, разноцветная» (ала, ула) «гора» (ту, тау) .

Проживают главным образом в Республике Алтай. Республика Алтай одна из 89 субъектов в составе Российской Федерации. Расположена на стыке 2x регионов: Центральной Азии и Западной Сибири. Площадь 92,6 тыс. кв.км. Население 201,6 тыс.человек. Столица г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). Расстояние от Москвы 3640 км. В административном отношении Республика Алтай делится на 10 районов. Границы Республики: На северо-западе граничит с Алтайским краем, на юго-западе с Казахстаном, юге с Китаем и Монголией, на востоке Республикой Тыва и Хакасией, на северо-востоке с Кемеровской областью. Общая длина границы 18 тыс. км. На границу с Алтайским краем приходится 500 км, Казахстаном 350 км, Китаем 50 км, Монголией 250 км, Республикой Тыва 300 км, с Республикой Хакасией 200 км, Кемеровской областью 150 км. Территория находится между 49°04' и 52°40' северной широты и 83°56' и 89°54' восточной долготы. Протяженность территории с севера на юг 400 км, с запада на восток 360 км.

Численность

Во время переписи 2002 года 67 239 человек идентифицировали себя как алтайцы: в  Республике Алтай  — 62 192 человек, в  Алтайском крае  — 1880 человек. Коренное тюркское население Кемеровской области, которое в советское время также учитывалось как алтайцы, теперь идентифицирует себя как телеуты и шорцы. На 1989 год в Казахстане проживало 689 алтайцев, в Узбекистане — 191 алтаец.

Этнические и этнографические группы 

    Выделяются две этнографические группы алтайцев: Южные алтайцы (алтай-кижи), говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским) и Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Южные алтайцы проживают в бассейне реки  Катунь  и её притоках. Выделяются телеуты, теленгиты и телесы, которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Среди северных алтайцев выделяются кумандинцы (среднее течение реки  Бия ), челканцы (бассейн реки  Лебедь ) и тубалары (левобережье реки  Бия  и северо-западное побережье Телецкого озера ), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. В дореволюционной литературе северные алтайцы известны как черневые татары. Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском), разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.

Традиционные поселения и жилища

Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие поселки, как правило, в долинах рек. Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцов и тубаларов жилище — айлу (чайлу) — представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также и бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тесом, которые получили распространенна во второй половине XIX в. Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью; у местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками и таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.

Алтайцы (начало 20-го века)

Алтайцы (начало 20-го века)

Традиционная одежда 

Алтайцы заметно различаются по антропологическим признакам, а до нач. XX в. — по роду хозяйсвенной деятельности. Северные алтайцы (устарев, «черновые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни алтайцев были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устар. «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально- азиатскому типу. Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросит, каналов. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.

     В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.

Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.     В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.

    В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Мужчина в традиционной одежде

Мужчина в традиционной одежде

Женщина в традиционной одежде

Женщина в традиционной одежде

  Пища Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый — курут и пресный — пыштак и сквашенное молоко — чеген (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы — кёчо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде — дергом, казы, карта.

  Пища

Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый — курут и пресный — пыштак и сквашенное молоко — чеген (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы — кёчо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде — дергом, казы, карта.

Духовная культура и традиционные верования  

   Русская православная церковь считала алтайцев православными и стремилась к усилению своего влияния в населённых ими районах, однако древние верования и обряды отступали очень медленно. У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — берёзе.

  У алтайцев существовал культ тёсей — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии ка́ма (шамана). Обряды совершались под звуки священного бубна, в который кам бил специальной колотушкой. На кожу бубна было нанесено изображение Вселенной и населяющих её существ. Рукоять считалась духом-хозяином инструмента, у алтайцев она представляла человеческую фигуру. В начале XX века среди алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова «бурхан» — «будда») — разновидность шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма

Шаманка с бубном

Шаманка с бубном

Современная ситуация. Современные алтайцы говорят на различных диалектах алтайского языка, относящегося к восточной ветви тюркских языков. В середине XIX века глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

Современная ситуация.

Современные алтайцы говорят на различных диалектах алтайского языка, относящегося к восточной ветви тюркских языков. В середине XIX века глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.

Алтайцы. Современное фото

Алтайцы. Современное фото

Интернет источники: www.intoregions.ru/gols-463-1.html www.galt-auto.ru/publ/259-1-0-381 www.kraeved.lib.tomsk.ru/page/140/ Литература: Народы Сибири , М.-Л.,1956;Потапов Л.П., Очерки по истории алтайцев,(2 изд.),М.-Л.,1953. Л.П. Потапов. Ленинград

Интернет источники:

  • www.intoregions.ru/gols-463-1.html
  • www.galt-auto.ru/publ/259-1-0-381
  • www.kraeved.lib.tomsk.ru/page/140/

Литература:

  • Народы Сибири , М.-Л.,1956;Потапов Л.П.,
  • Очерки по истории алтайцев,(2 изд.),М.-Л.,1953. Л.П. Потапов. Ленинград