СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Философия Платона, Сократа, Аристотеля. Философия эпохи эллинизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Философия Платона, Сократа, Аристотеля. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, кинизм, скептицизм

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Философия Платона, Сократа, Аристотеля. Философия эпохи эллинизма»

Философия  Сократа, Платона, Аристотеля.   Философия эллинизма   Воронков Д. П.

Философия Сократа, Платона, Аристотеля. Философия эллинизма

Воронков Д. П.

Сократ (469 – 399 г.) – начинатель классического периода греческой философии, её центральная фигура, одинаково замечателен и своими воззрениями, и своей жизнью.  Воронков Д. П.

Сократ (469 – 399 г.) – начинатель классического периода греческой философии, её центральная фигура, одинаково замечателен и своими воззрениями, и своей жизнью. 

Воронков Д. П.

Сократ был самоучкой. Гражданин Афин, он любил собирать около себя жаждавшую знания молодежь и вел с ней долгие беседы в гимназиях, на улицах и площадях, на прогулках по окрестностям Афин, оказывая на нее глубокое влияние. Воронков Д. П.

Сократ был самоучкой. Гражданин Афин, он любил собирать около себя жаждавшую знания молодежь и вел с ней долгие беседы в гимназиях, на улицах и площадях, на прогулках по окрестностям Афин, оказывая на нее глубокое влияние.

Воронков Д. П.

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Воронков Д. П.

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом.

Воронков Д. П.

Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1.  Умеренность (знание, как обуздывать страсти). 2.  Храбрость (знание, как преодолеть опасности). 3.  Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Воронков Д. П.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1.  Умеренность (знание, как обуздывать страсти).

2.  Храбрость (знание, как преодолеть опасности).

3.  Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Воронков Д. П.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Воронков Д. П.

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть.

Воронков Д. П.

Высказывания Сократа:   Я знаю только то, что ничего не знаю.   Нужно есть для того, чтобы жить, а не для того чтобы есть.   Высшая мудрость – различать добро и зло.   Кто хочет сдвинуть мир пусть сдвинет себя.   Воронков Д. П. 5

Высказывания Сократа: Я знаю только то, что ничего не знаю. Нужно есть для того, чтобы жить, а не для того чтобы есть. Высшая мудрость – различать добро и зло. Кто хочет сдвинуть мир пусть сдвинет себя.

Воронков Д. П.

5

  К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг… — Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита? — Какие? — Первое — сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда? — Не знаю, я так слышал… — Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — что-то доброе, созидающее? — Не знаю. Наверное, нет! — Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел? — Нет, необходимости в этом нет! — А значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.  Три важных сита  Воронков Д. П.

  К Сократу прибежал человек и говорит:

— Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг…

— Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита?

— Какие?

— Первое — сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда?

— Не знаю, я так слышал…

— Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — что-то доброе, созидающее?

— Не знаю. Наверное, нет!

— Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел?

— Нет, необходимости в этом нет!

— А значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя. 

Три важных сита 

Воронков Д. П.

Платон  (428 - 348 г. до н.э.) Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение. Воронков Д. П.

Платон (428 - 348 г. до н.э.)

Настоящее имя - Аристокл, Платоном (широким) прозван за атлетическое телосложение.

Воронков Д. П.

Академия Платона Воронков Д. П.

Академия Платона

Воронков Д. П.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях, о существовании двух миров: мира идей и мира вещей , или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Воронков Д. П.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях, о существовании двух миров: мира идей и мира вещей , или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Воронков Д. П.

Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей Воронков Д. П.

Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей

Воронков Д. П.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как  колесницу с двумя лошадьми , управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания. Воронков Д. П.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как  колесницу с двумя лошадьми , управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания.

Воронков Д. П.

Аристотель   (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Воронков Д. П.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Воронков Д. П.

Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма». Воронков Д. П.

Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель.

Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма».

Воронков Д. П.

Главное для Аристотеля - определить причины движения, познать природу. Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов. Воронков Д. П.

Главное для Аристотеля - определить причины движения, познать природу.

Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов.

Воронков Д. П.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью. Друг – это одна душа, живущая в двух телах. Человек вне общества — или бог, или зверь. Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования. Жизнь требует движения. Щедрый человек - это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.  Высказывания Аристотеля Воронков Д. П.
  • Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.
  • Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
  • Человек вне общества — или бог, или зверь.
  • Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.
  • Жизнь требует движения.
  • Щедрый человек - это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.

Высказывания Аристотеля

Воронков Д. П.

 Философия Эллинизма   (4 в. до н.э. — 4 в. н.э.)   Наиболее известные школы : 1) киники, 2) эпикурейцы, 3) стоики, 4) скептики Общие характеристики : 1) практический характер философии (главное учение — этика, образец для подражания — Сократ), 2) индивидуалистическая направленность (идеал внутренней свободы и самосовершенствования).  Воронков Д. П.

Философия Эллинизма (4 в. до н.э. — 4 в. н.э.)

Наиболее известные школы :

1) киники, 2) эпикурейцы, 3) стоики, 4) скептики

Общие характеристики :

1) практический характер философии (главное учение — этика, образец для подражания — Сократ), 2) индивидуалистическая направленность (идеал внутренней свободы и самосовершенствования).

Воронков Д. П.

   КИНИКИ  Основатель — Антисфен (5-4 в. до н.э.), Диоген (самый известный философ-киник, 4 в. до н.э.) .  Основы учения: Высшее благо — добродетель . К добродетели ведет разумное самоограничение (отказ от лишних потребностей и ненужных социальных условностей). Философ учит жить не словами, а собственным образом жизни. Иногда этот образ жизни доходил до крайностей: Диоген жил в глиняной бочке и ходил в лохмотьях. Вывод: движение киников — первый осознанный протест против ограничений, накладываемых культурой . Воронков Д. П.

КИНИКИ

Основатель — Антисфен (5-4 в. до н.э.), Диоген (самый известный философ-киник, 4 в. до н.э.) .

Основы учения:

Высшее благо — добродетель .

К добродетели ведет разумное самоограничение (отказ от лишних потребностей и ненужных социальных условностей).

Философ учит жить не словами, а собственным образом жизни. Иногда этот образ жизни доходил до крайностей: Диоген жил в глиняной бочке и ходил в лохмотьях.

Вывод: движение киников — первый осознанный протест против ограничений, накладываемых культурой .

Воронков Д. П.

  ЭПИКУРЕЙЦЫ  Основатель — Эпикур (4-3 вв. до н.э.). Высшее благо — удовольствие (подобные теории обозначаются как гедонизм ). Имеются в виду не всякие удовольствия, а лишь умеренные и разумные (иные ведут к страданию). Удовольствие, по Эпикуру, это отсутствие страдания .  Страдания связаны не с вещами, а с переживаниями и обусловлены нашими страхами, самый главный из которых — страх смерти. Но смерти не надо бояться: «Пока мы есть, смерти еще нет. Когда есть смерть, нас уже нет». Философия рассматривается как терапия души. Воронков Д. П.

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Основатель — Эпикур (4-3 вв. до н.э.).

Высшее благо — удовольствие (подобные теории обозначаются как гедонизм ).

Имеются в виду не всякие удовольствия, а лишь умеренные и разумные (иные ведут к страданию). Удовольствие, по Эпикуру, это отсутствие страдания .

Страдания связаны не с вещами, а с переживаниями и обусловлены нашими страхами, самый главный из которых — страх смерти. Но смерти не надо бояться: «Пока мы есть, смерти еще нет. Когда есть смерть, нас уже нет». Философия рассматривается как терапия души.

Воронков Д. П.

 СТОИКИ Зенон из Кития (основатель, 4-3 вв. до н.э.), Сенека (римский стоик, 1 в. н.э.), Марк Аврелий (римский император, 2 в. н.э.)  К добродетельной и счастливой жизни ведет смирение с судьбой : если внешнее неподвластно, надо сосредоточиться на внутреннем, которое всецело зависит от нас. Свободный от привязанностей человек может сохранить достоинство, какие бы невзгоды он не переносил. Сходство этики стоиков с христианскими представлениями о морали (элемент утешения: пусть я страдаю, зато живу достойно). Воронков Д. П.

СТОИКИ

Зенон из Кития (основатель, 4-3 вв. до н.э.), Сенека (римский стоик, 1 в. н.э.), Марк Аврелий (римский император, 2 в. н.э.)

К добродетельной и счастливой жизни ведет смирение с судьбой : если внешнее неподвластно, надо сосредоточиться на внутреннем, которое всецело зависит от нас.

Свободный от привязанностей человек может сохранить достоинство, какие бы невзгоды он не переносил. Сходство этики стоиков с христианскими представлениями о морали (элемент утешения: пусть я страдаю, зато живу достойно).

Воронков Д. П.

К внешним обстоятельствам человек привязан своими страстями (побуждения, страх, скорбь и т.д.). Цель стоика — состояние апатии (избавление от страстей), которое ведет к автаркии (независимости).  Воронков Д. П.

К внешним обстоятельствам человек привязан своими страстями (побуждения, страх, скорбь и т.д.).

Цель стоика — состояние апатии (избавление от страстей), которое ведет к автаркии (независимости).

Воронков Д. П.

 СКЕПТИКИ    Основатель — Пиррон (4-3 вв. до н.э.). Скептицизм рассматривается как противоположность догматизму . Человек не знает, каковы вещи на самом деле. Истинная картина реальности нам недоступна. Однако для практической жизни нам и не нужны истины — хватает и мнений.  Этический вывод: следует перестать беспокоиться о недостижимости истины и практиковать воздержание от суждения о реальности ( эпохэ ), что приводит скептика к спокойствию и безмятежному состоянию духа ( атараксия ). Воронков Д. П.

СКЕПТИКИ

Основатель — Пиррон (4-3 вв. до н.э.).

Скептицизм рассматривается как противоположность догматизму . Человек не знает, каковы вещи на самом деле. Истинная картина реальности нам недоступна. Однако для практической жизни нам и не нужны истины — хватает и мнений.

Этический вывод: следует перестать беспокоиться о недостижимости истины и практиковать воздержание от суждения о реальности ( эпохэ ), что приводит скептика к спокойствию и безмятежному состоянию духа ( атараксия ).

Воронков Д. П.

Современная наука, во многом построена на скептицизме. Наука постоянно готова к тому, что гипотеза, которой пользуется научное общество для объяснения фактов, окажется ложной  Воронков Д. П.

Современная наука, во многом построена на скептицизме.

Наука постоянно готова к тому, что гипотеза, которой пользуется научное общество для объяснения фактов, окажется ложной

Воронков Д. П.