СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фольклорные задачи"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассматриваются фольклорные задачи и способы их решения

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фольклорные задачи"»

Исследовательская работа по математике Фольклорные задачи  Автор: Петрова Олеся, ученица 5 класса МБОУ «Мордовско-Паёвская СОШ» Руководитель: Тихонова Т.М.

Исследовательская работа по математике

Фольклорные задачи

Автор: Петрова Олеся, ученица 5 класса МБОУ «Мордовско-Паёвская СОШ»

Руководитель: Тихонова Т.М.

Цели изучить задачи с фольклорным содержанием и способы их решения

Цели

изучить задачи с фольклорным содержанием и способы их решения

Задачи  1.Изучить литературу по данной теме.  2.Исследовать способы решения фольклорных задач.  3.Выполнить подборку фольклорных задач для самостоятельного решения.

Задачи

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Исследовать способы решения фольклорных задач.

3.Выполнить подборку фольклорных задач для самостоятельного решения.

Актуальность работы  расширить свои знания в области решения фольклорных задач    

Актуальность работы

расширить свои знания в области решения фольклорных задач

 

 

Понятие фольклора « Фолькло́р »- это творческая деятельность народа. В переводе Folk-lore означает: народная мудрость , народное  знание.   Вильям Томсом

Понятие фольклора

« Фолькло́р »- это творческая деятельность народа. В переводе Folk-lore означает: народная мудрость , народное  знание.

Вильям Томсом

Фольклорные задачи.     Крестьянка пришла на базар продавать яйца. Первая покупательница купила у нее половину всех яиц и еще пол-яйца. Вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще пол-яйца. Третья купила всего одно яйцо. После этого у крестьянки не осталось ничего. Сколько яиц она принесла на базар?  Решение.  Задачу решают с конца.  (1+0,5)*2=3; (3+0,5)*2=7 (яиц).  Ответ. 7 яиц.

Фольклорные задачи.

Крестьянка пришла на базар продавать яйца. Первая покупательница купила у нее половину всех яиц и еще пол-яйца. Вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще пол-яйца. Третья купила всего одно яйцо. После этого у крестьянки не осталось ничего. Сколько яиц она принесла на базар?

Решение. Задачу решают с конца. (1+0,5)*2=3; (3+0,5)*2=7 (яиц).

Ответ. 7 яиц.

 Крестьянин пришёл к царю и попросил:

Крестьянин пришёл к царю и попросил: "Царь, позволь мне взять одно яблоко из твоего сада". Царь разрешил. Пошёл крестьянин к саду и видит: весь сад огорожен тройным забором, в каждом заборе есть только одни ворота, и около каждых ворот стоит сторож. Когда крестьянин проходил мимо первого сторожа, тот сказал ему:"Возьми яблоки, но при выходе отдашь мне половину яблок, которые у тебя будут, и ещё одно".То же сказали ему и другие сторожа, охранявшие ворота. Сколько яблок должен взять крестьянин, чтобы, отдав положенные части трём сторожам, унести домой одно яблоко?

Решение. Рассуждаем с конца задачи.

Перед последними воротами у крестьянина должно остаться (1 + 1) ∙ 2 = 4 яблока, перед вторыми – (4 + 1) ∙ 2 = 10, и перед первыми – (10 + 1) ∙ 2 = 22 яблока.

Ответ. 22 яблока

 В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать, сколько фазанов и кроликов.  Решение.  Способ1.  1)35•2 = 70(ног) -стоит на земле.  2) 94–70=24(л )- передние лапы кроликов.   3)24:2=12(кроликов). 4)35–12=23(фазана).  Ответ: 12 кроликов и 24 фазана.  Способ 2.  Метод подбора. 12 кроликов и 23 фазана. Проверка. 12+23=35(голов);12•4+23•2=48+46=94(ног)

В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно только, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Требуется узнать, сколько фазанов и кроликов.

Решение.

Способ1. 1)35•2 = 70(ног) -стоит на земле.

2) 94–70=24(л )- передние лапы кроликов.

3)24:2=12(кроликов). 4)35–12=23(фазана).

Ответ: 12 кроликов и 24 фазана.

Способ 2. Метод подбора. 12 кроликов и 23 фазана.

Проверка. 12+23=35(голов);12•4+23•2=48+46=94(ног)

 Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте сто гусей!» Старший гусь, их вожак, ответил: «Нас не сто гусей. Но если взять сколько есть, да ещё столько, да ещё пол столько, да ещё четверть столько, да ещё вместе с тобой,- нас будет сто». Сколько было гусей?  Старинное решение задачи. ———— ———— —— — •  100-1=99 (гусей); 4+4+2+1=11 (частей); 99:11=9()гусей); 4*9=36 (гусей) Ответ: 36 гусей.

Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте сто гусей!» Старший гусь, их вожак, ответил: «Нас не сто гусей. Но если взять сколько есть, да ещё столько, да ещё пол столько, да ещё четверть столько, да ещё вместе с тобой,- нас будет сто». Сколько было гусей?

Старинное решение задачи.

———— ———— —— — •

100-1=99 (гусей); 4+4+2+1=11 (частей); 99:11=9()гусей); 4*9=36 (гусей)

Ответ: 36 гусей.

Современное решение задачи.  Пусть четверть стаи составляет х гусей. Тогда половина гусей – 2х, стая гусей – 4х.  4х+4х+2х+х+1=100,  11х+1=100,  11х=99,  х=9,  4*9=36. Ответ:36 гусей.

Современное решение задачи.

Пусть четверть стаи составляет х гусей. Тогда половина гусей – 2х, стая гусей – 4х.

4х+4х+2х+х+1=100,

11х+1=100,

11х=99,

х=9,

4*9=36.

Ответ:36 гусей.

 Человеку необходимо было переправить через реку с помощью лодки волка, козу и капусту. В лодке могли поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить с козой капусту, то коза съест капусту, а в присутствии человека, никто никого и ничего не ест. Человек всё -таки перевёз через реку и волка и козу и капусту. Как он это сделал?

Человеку необходимо было переправить через реку с помощью лодки волка, козу и капусту. В лодке могли поместиться только человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить с козой капусту, то коза съест капусту, а в присутствии человека, никто никого и ничего не ест. Человек всё -таки перевёз через реку и волка и козу и капусту. Как он это сделал?

 Ответ: сначала переправится с козой, потом перевезёт капусту, но, возвращаясь берёт с собой козу, оставляет её на первом берегу, перевезёт волка, потом придёт за козой.

Ответ: сначала переправится с козой, потом перевезёт капусту, но, возвращаясь берёт с собой козу, оставляет её на первом берегу, перевезёт волка, потом придёт за козой.

 Мельник пришел на мельницу, в каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе 3 котят, спрашивается, много ли ног было на мельнице? Ответ: две ноги мельника, ибо у кошек и котят не ноги, а лапы.  Ребята пилят бревна на метровые куски, отпиливание одного такого куска занимает одну минуту, за сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? Ответ :  за 4 минуты, так как за 4 распила они распилят бревно.   Рыбак ловил рыбу. На вопрос, сколько он поймал рыбы? - он ответил: «Половину восьми, 6 без головы, 9 без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак?  Ответ :  так как полвина восьми – 0, 6 без головы – 0, 9 без хвоста - 0, то 0 рыбы поймал рыбак. .   

Мельник пришел на мельницу, в каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе 3 котят, спрашивается, много ли ног было на мельнице?

Ответ: две ноги мельника, ибо у кошек и котят не ноги, а лапы.

Ребята пилят бревна на метровые куски, отпиливание одного такого куска занимает одну минуту, за сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?

Ответ : за 4 минуты, так как за 4 распила они распилят бревно.

Рыбак ловил рыбу. На вопрос, сколько он поймал рыбы? - он ответил: «Половину восьми, 6 без головы, 9 без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак?

Ответ : так как полвина восьми – 0, 6 без головы – 0, 9 без хвоста - 0, то 0 рыбы поймал рыбак.

.

 

Выводы 1) задачи, рассмотренные в исследовательской работе, – очень малая часть фольклорного фонда; 2)задания, предлагаемые в фольклорных математических задачах, требуют нестандартного  решения, это заставляет сравнивать, анализировать, рассуждать.  

Выводы

1) задачи, рассмотренные в исследовательской работе, – очень малая часть фольклорного фонда;

2)задания, предлагаемые в фольклорных математических задачах, требуют нестандартного  решения, это заставляет сравнивать, анализировать, рассуждать.

 

Заключение  Открыла для себя старинные способы решения фольклорных задач  Знания, полученные в ходе исследования, можно использовать при решении олимпиадных задач.

Заключение

Открыла для себя старинные способы решения фольклорных задач

Знания, полученные в ходе исследования, можно использовать при решении олимпиадных задач.