СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование читательской грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности заданий по формированию читательской грамотности на разных уроках в начальной школе:общие особенности и конкретные задания по классам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование читательской грамотности в начальной школе"»

Автор: Вашкинская Н. В., учитель высшей категории, МОУ «СОШ №33 с УИАЯ»  г. Магнитогорска

Автор: Вашкинская Н. В.,

учитель высшей категории,

МОУ «СОШ №33 с УИАЯ»

г. Магнитогорска

К. Д. Ушинский «Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

«Читать – это еще ничего не значит.

Что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;   нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  •   нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Читательская грамотность 1). Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. 2). Способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

Читательская грамотность

1). Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни.

2). Способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

Читательская грамотность   3).Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения; 4) Способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Читательская грамотность

3).Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения;

4) Способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, рефлексии на них, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

Задания для 1 класса 1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно. Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день. 2. Читаем гласные с ударением на одном из них:  ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.

Задания для 1 класса

1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно.

Лена искала булавку.

Булавка упала подлавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.

Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ  Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ  Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Прочитай слова без лишнего слога   тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка  Читай только первые слоги.  канат лентяй дача рисунок  сани ракета фантазия  концерт феникс тарелка  фикус аллея карандаш

Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

фикус аллея карандаш

В каждой строчке найди 5 слов  Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ  фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

В каждой строчке найди 5 слов

Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ

фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь пиодмор стлкое сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

Слово упало и разлетелось на кусочки.

Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь

пиодмор стлкое

сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

Задания для 2 класса Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.  L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает.  ( Солнце)

Задания для 2 класса

Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает.

( Солнце)

 Прочитай предложение правильно:  вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот. Читай предложение наоборот справа налево: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Прочитай предложение правильно:

вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот.

Читай предложение наоборот справа налево:

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.  Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • Терпенье и прут всё перетрут.
  • Здоровому - грач не нужен.
  • Торопливый человек дважды одно тело делает.
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.

чаМет

ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.

Задания для 3 класса Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

Задания для 3 класса

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

№ зада-ния Задания 1. Ответьте на вопросы, используя текст билета. 2. 1.Какой адрес у театра? 3. 2.Сколько стоит билет на спектакль? 3.Назовите дату спектакля. 4.Назовите время начала спектакля. 5.Название спектакля. 6.В каком случае можно обменять билет на спектакль?

зада-ния

Задания

1.

Ответьте на вопросы, используя текст билета.

2.

1.Какой адрес у театра?

3.

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4.Назовите время начала спектакля.

5.Название спектакля.

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль?

2. Прочитайте текст и выполните задания 3. Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов) НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяо деревьяхптицахзверях

2. Прочитайте текст и выполните задания

3. Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов)

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяо деревьяхптицахзверях

Задания для 4 класса Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

Задания для 4 класса

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

Т. Г. Галактионова  «Учим успешному чтению»

Т. Г. Галактионова «Учим успешному чтению»

Вывод:   . Почему существенна читательская грамотность детей, заканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. В переводе на реалии отечественного образования судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному результату образования – к умению учиться

Вывод:

.

Почему существенна читательская грамотность детей, заканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения.

В переводе на реалии отечественного образования судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному результату образования – к умению учиться

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!

Источники Байбакова, О.Ю. Формирование читательской грамотности младших школьников как условие их социально-коммуникативного развития / О. Ю. Байбакова // Сибирский учитель : регионал. науч.-метод. журн. – 2018 - № 6 – С. 66-71. Ковалева, Галина Сергеевна. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева // Вестник образования России : сб. приказов и инструкций Минобрнауки : журнал. - 2019 - № 16 - С. 32-36. Кузнецова,М.И.Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 / М. И. Кузнецова // Вопросы образования : науч.- образоват . журн. - 2009 - N 1 - С. 107-136. https://image2.slideserve.com/4301981/2010-2012-l.jpg http://www.667.gou.spb.ru/file/ Инновация_деятельность /Знак_качества_20/качество_Портфель_читателя_1_класс_Галактионова. pdfhttp://4vector.com/data/002/166/2.jpg  Раскрытая книга. http://s3.favim.ru/610/141230/Favim.ru-2346553.jpg

Источники

  • Байбакова, О.Ю. Формирование читательской грамотности младших школьников как

условие их социально-коммуникативного развития / О. Ю. Байбакова // Сибирский

учитель : регионал. науч.-метод. журн. – 2018 - № 6 – С. 66-71.

  • Ковалева, Галина Сергеевна. Что необходимо знать каждому учителю о

функциональной грамотности / Г. С. Ковалева // Вестник образования России :

сб. приказов и инструкций Минобрнауки : журнал. - 2019 - № 16 - С. 32-36.

  • Кузнецова,М.И.Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 /
  • М. И. Кузнецова // Вопросы образования : науч.- образоват . журн. - 2009 - N 1 - С.
  • 107-136.
  • https://image2.slideserve.com/4301981/2010-2012-l.jpg
  • http://www.667.gou.spb.ru/file/ Инновация_деятельность /Знак_качества_20/качество_Портфель_читателя_1_класс_Галактионова. pdfhttp://4vector.com/data/002/166/2.jpg
  • Раскрытая книга. http://s3.favim.ru/610/141230/Favim.ru-2346553.jpg