ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
«Главная причина того, что люди испытывают финансовые проблемы, заключается в том, что потратив годы в школе, они ничего не узнали о том, что такое деньги».
Роберт и Ким Кийосаки
Главной задачей обновлённых ФГОС (третьего поколения) заявлена конкретизация требований к обучающимся.
В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
В новой версии всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
В документах отмечается, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России , вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.
Внедрение в обучение элементов финансовой грамотности обусловлено документом: Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р
«Человек, умеющий принимать эффективные решения в отношении личных финансов, способен также успешно решать более сложные задачи развития России.»
Перед нами определения финансовой и функциональной грамотностей из Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 и международного исследования РISA, из которых и вытекает понятие финансово грамотного человека.
- Финансовая грамотность -это способность человека принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
- Функциональная грамотность- это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
- Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые человек использует на протяжении всей своей жизни. Человек должен ориентироваться в финансовом мире и знать определенные термины, но акцент делается на способность применять эти знания для принятия эффективных решений.
- Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности.
- И еще один аспект реализации программы по финансовой грамотности на уроках даст ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни?».
Финансово грамотный человек
Особенности формирования финансовой грамотности в образовательном процессе
- Матапредметная область знаний
- Нет определённого жёстко заданного образовательного пространства
Варианты использования образовательных программ по финансовой грамотности
Основное образование
Дополнительное образование
Обязательные предметы
Образовательные организации дополнительного образования (дома творчества, клубы и др.)
Внеурочная деятельность, факультативы, элективы, программа воспитания и социализации
Детские центры сезонного и круглогодичного действия
Финансовая грамотность
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность в рамках предметов:
- «Окружающий мир»,
- «Математика»,
- «Обществознание»,
- «Информатика»,
- «География»
- «ОБЖ»
- И др.
Школьные программы должны давать максимально актуальные знания , которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни.
Курс ФГ с 1 по 4 класс включает в себе обучение через такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир»
по следующим направлениям:
- формирование навыков безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций;
- анализ доходов и расходов семьи;
- составление личного финансового плана.
Для учеников 5–9 классов элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Обществознание», «Математика», «География», «Информатика» и «ОБЖ»
Курс с 5 по 9 класс включает в себе обучение по следующим направлениям:
- оценка рисков предпринимательской деятельности;
- разбор недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества;
- расчет цен товаров, стоимости покупок и услуг;
- расчет налогов для физических лиц и предприятий;
- критерии качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
- составление и заполнение простых форм и документов: заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
В современном мире, финансовая грамотность тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, применять полученные знания в повседневной жизни.
Финансовая грамотность и география : интеграция предметного содержания
8-9 классы
Модуль «Молодежь – активные граждане своей страны»: экономическая и социальная активность молодежи; потребности, жизненные цели, права и способы их удовлетворения, планирование своего будущего – близкого
и далекого (пенсионные накопления, страхование, кредиты и пр.)
7 класс
5-6 классы
Модуль «Благосостояние общества»: разница в уровнях жизни населения – как глобальная экономическая и социальная проблема; что значит экономия и как это делать
Модуль «Ресурсы и проблема выбора»:
взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей человека; что и как можно сберегать
Финансовая грамотность и обществознание : интеграция предметного содержания
5-7 классы
8-9 классы
- Производственная деятельность человека; учимся прогнозировать успешность своего дела. -Обмен, торговля, реклама; учимся быть думающими покупателями. -Домашнее хозяйство; учимся быть финансово грамотным. -Бедность и богатство; учимся помогать тем, кто нуждается в помощи.
-Социальная политика государства. -Предпринимательская деятельность. -Инфляция и семейная экономика. -Банковские услуги. -Страховые услуги. -Рынок труда и безработица. -Современный работник.
Финансовая грамотность и информатика : интеграция предметного содержания
- Кодирование и защита информации.
-Сервисы сети интернет.
-Электронные таблицы.
-Моделирование.
-прогнозирование.
Финансовая грамотность и ОБЖ : интеграция предметного содержания
9 класс
- Своевременная уплата налога –долг каждого гражданина.
-Защита от финансового мошенничества.
-Денежные банкноты и признаки их подделки.
-Основы безопасности при пользовании услугами банков.
Страхование как защита от рисков в финансовой сфере.
-Финансовая безопасность в общей структуре безопасности.
Финансовая грамотность и математика : интеграция предметного содержания
Учебный предмет «математика» – благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач.
Финансовая грамотность и математика : интеграция предметного содержания
5-6 классы
Финансовая грамотность и математика : интеграция предметного содержания
7 класс
Функции
Финансовая грамотность и математика : интеграция предметного содержания
8-9 классы
Курс «Финансовая грамотность»
Место курса в образовательной системе
- курс может быть включен в вариативную часть общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
- курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации.
Курс «Финансовая грамотность»
7 класс
5-6 классы
- Модуль « Доходы и расходы »: деньги: что это такое; доходы и расходы семьи, семейный бюджет.
- Модуль « Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься »: страхование.
- Модуль « Человек и государство »: налоги, социальные пособия.
- Модуль « Услуги финансовых организаций и собственный бизнес »: банки, вклады, кредиты, валюта; бизнес инкубаторы.
Заключение
Если мы хотим помочь учащимся развивать важнейшие компетенции, необходимо так организовать учебный процесс, чтобы они делали это постоянно. Любой школьный урок, занятие — это место, где ученики могут не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно приобретать и создавать знания и, что не менее важно, учиться управлять собой и работать в команде.
Спасибо за внимание