Формирование у учащихся личностных УУД в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку
Магистрант:
Ярославцева О. Ю. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Цыдендамбаева Ц. Р.
Актуальность исследования
нацеливают на
мотивацию, анализ и
оценку своей
деятельности
позволяют сделать
учение осмысленным
.
В системе УУД личностные
занимают особое место,
поскольку
помогают осознать
необходимость
самосовершенствования
помогают осознать
значимость решения
учебных задач
позволяют соотносить
поступки и события
с принятыми
этическими принципами
нацеливают на
сознательное учение,
на осознание своих
возможностей и
потребностей
Актуальность исследования
привлекает учащихся
добровольностью
участия
не ограничена рамками,
присущими уроку
Внеурочная деятельность
имеет преимущество
для формирования
личностных
УУД, так как
обладает
многообразием форм
даёт возможность
раскрыть творческие
способности учащихся
Первое положение, выносимое на защиту
Формирование у учащихся личностных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку должно строиться с учётом специфики и потенциала разных форм внеурочной деятельности
Теоретические основы формирования у учащихся личностных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку
1.1 . Место личностных УУД в системе универсальных учебных действий
1.2. Внеурочная деятельность по русскому языку: понятие, формы, место в учебно-воспитательном процессе школы
Личностные УУД
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-
этическое
оценивание
собственной
деятельности;
2. Оценка
собственной
деятельности;
3. Личное участие
в ходе мероприятия
своей деятельности;
2. Осознание цели
своей деятельности;
3. Настраивание
на деятельность
нравственный
аспект поведения;
2. Ориентация на
моральные нормы, их
выполнение;
3. Соотнесение собственных
поступков и событий
с принятыми
этическими принципами
Конкурс
Заставляет учащихся
активно и самостоятельно
использовать
различные виды деятельности
Интеллектуальная
игра
Позволяет учащимся
выполнять
в ходе мероприятия
различные роли
Ученик - субъект
деятельности
Ученик – субъект
деятельности
- имеют эпизодический характер;
- имеют массовый характер;
- предполагают активность всех участников;
- несут соревновательную функцию
Путешествие
Заставляет учащихся
самостоятельно находить
нужную информацию,
анализируя её
Викторина
Позволяет учащимся
самостоятельно
находить ответы на
вопросы, анализировать их,
делать выводы
Ученик – субъект
деятельности
Ученик – субъект
деятельности
Беседа
заставляет учащихся
самостоятельно размышлять,
заниматься самонаблюдением,
производить самоанализ,
осмысливать условия и
результаты своей
деятельности
Ученик – субъект
деятельности
Состояние проблемы формирования у учащихся личностных УУД в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку
2.1. Анализ практической организации внеурочной деятельности по русскому языку на предмет формирования у учащихся личностных УУД
2.2. Состояние сформированности у учащихся личностных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку
Анкетирование учителей
- Что такое универсальные учебные действия?
- Какие блоки УУД существуют?
- Что представляют собой личностные УУД?
- Что понимается под внеурочной деятельностью ?
5. Из предложенного списка выберите те формы внеурочной деятельности, которые Вы используете в своей работе. Объясните, почему Вы используете именно эти формы.
6. Какие из перечисленных выше форм внеурочной деятельности, на Ваш взгляд, в большей мере способствуют формированию личностных УУД? Почему?
Анализ внеурочных мероприятий по русскому языку
- интеллектуальная игра «Путешествие в Соединённые штаты Языкознания»
- викторина по русскому языку
- конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку
- беседа «Известные лингвисты»
- путешествие «Я иду по стране знаний»
Самоопреде-
ление
Как бы ты оценил(а) свою работу в ходе данного мероприятия ?
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) я не участвовал
Смыслообразо-
вание
Выбери причину (ы), по которой (ым) ты пришёл (пришла) на это мероприятие
а) заставили родители, учитель;
б) хочу стать победителем;
в) пошёл (пошла) за компанию с другом (подругой);
г) меня заинтересовала тема мероприятия
Нравственно-
этическое
оценивание
Выбери то, чем нельзя было заниматься в течение данного внеурочного мероприятия
а) активно участвовать в нём;
б) выкрикивать;
в) ругаться с соперниками;
г) перебивать учителя и товарищей
.
Второе положение, выносимое на защиту
Формирование у учащихся личностных УУД может осуществляться в рамках предметной недели по русскому языку, включающей разные формы внеурочной деятельности
Методика формирования у учащихся личностных УУД в разных формах внеурочной деятельности по русскому языку
3.1. Программа формирования у учащихся личностных УУД во внеурочной деятельности по русскому языку
3.2. Описание опытного обучения и его результатов
Неделя русского языка
Внеурочные мероприятия
- Интеллектуальная игра «Борьба за звание отличника по морфологии»
- Викторина «Фонетическая головоломка»
- Конкурс «Грамотей»
- Беседа «Мои шаги к пятёрке по русскому языку»
- Путешествие по стране Синтаксис.
Примеры вопросов и заданий
- Ориентация на моральные нормы, их выполнение
Составьте спор между двумя разделами языкознания: фонетикой и любым другим (на ваш выбор). Каждый из разделов должен доказывать то, что он главный и без него не может существовать языкознание. Для этого приведите как можно больше доказательств значимости того и другого разделов языкознания, а также вспомните важные правила ведения спора. Учитывайте эти правила при составлении спора.
Примеры вопросов и заданий
- Настраивание на деятельность
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Это таблица. Каждому из вас был выдан небольшой квадрат. Прошу вас оценить своё настроение по шкале от 1 до 5 и прикрепить свой квадрат в подходящую колонку.
- Осознание целей и мотивов собственной деятельности
Каковой была цель твоего участия в данном конкурсе? Для чего тебе нужно было победить?
- Рефлексия собственной деятельности
Как ты думаешь, почему ты победил (а)?
Почему ты проиграл (а)? Каких знаний не хватило тебе для победы?
№ вопроса
Формулировка личностных УУД
Сформировано у учащихся, %
блок «самоопределение»
До опытного обучения
1
После опытного обучения
Личное участие в ходе мероприятия
2
3
76 %
Рефлексия собственной деятельности
Оценка собственной деятельности
82 %
38 %
60 %
82 %
82 %
№ вопроса
Формулировка личностных УУД
Сформировано у учащихся, %
блок «смыслообразование»
До опытного обучения
4
После опытного обучения
Осознание мотивов своих действий
5
6
54 %
Осознание цели собственной деятельности
Настраивание на деятельность
66 %
50 %
52 %
54 %
72 %
№ вопроса
Формулировка личностных УУД
Сформировано у учащихся, %
блок «нравственно-этическое оценивание»
До опытного обучения
7
После опытного обучения
Умение выделить нравственный аспект поведения
8
9
100 %
Ориентация на моральные нормы, их выполнение
Соотнесение собственных поступков и событий с принятыми этическими принципами
100 %
88 %
82 %
68 %
72 %
Спасибо за внимание!