Формирование математической грамотности посредством контекстных задач
Смирнова Юлия Алексеевна учитель математики МБОУ «СОШ № 2» г.Коркино
МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA
PISA – 2018: достижения российских учащихся
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment)
Задания с элементами контекстных задач в ОГЭ
- Какой цифрой обозначен сарай
- Простейшие тестовые задачи
- Прикладная геометрия: площадь
- Прикладная геометрия: расстояния .
- Выбор оптимального варианта
- Числа и вычисления
- Числовые неравенства, координатная прямая
- Числа, вычисления и алгебраические выражения
- Уравнения, неравенства и их системы
- Статистика, вероятности
- Графики функций
- Арифметические и геометрические прогрессии
- Алгебраические выражения
- Расчеты по формулам
- Уравнения, неравенства и их системы
- Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы
- Окружность, круг и их элементы
- Площади фигур
- Фигуры на квадратной решётке
- Анализ геометрических высказываний
- Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы
- Текстовые задачи
- Функции и их свойства. Графики функций
- Геометрическая задача на вычисление
- Геометрическая задача на доказательство
- Геометрическая задача повышенной сложности
ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ВПР ДЛЯ 5 КЛАССА 2019 г.
Решение задач, связанных с покупками
Решение задач на часть от целого, целое по части
Решение текстовых задач на проценты
ПРОТИВОРЕЧИЕ
Задачи школьной программы
Контекстные
задачи
ЦЕЛЬ
Оптимизация процесса формирования математической грамотности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники информации по организации учителем обучения с использованием контекстных задач
2. Выявить организационно-педагогические условия для внедрения контекстных задач на уроках и во внеурочной деятельности
3. Создать условия для развития творческой работы учащихся в области математики.
Разработка банка контекстных задач
Контекстные задачи в текстовом формате (сплошные и несплошные тексты)
Интерактивные задания
Банк контекстных задач
1.Нахождение двух чисел по их сумме и разности
2.Задачи на движение
3.Задачи на дроби (накладная, налог)
5 кл
1.Задачи на проценты
2.Задачи на пропорции (скидка, вклад)
3.Задачи на движение
6 кл
1.Задачи на составление уравнений
2.Задачи на составление квадратных уравнений
3.Задачи на движение
Банк
заданий
7 кл
1.Решение задач с помощью квадратных уравнений
2.Задачи на движение
3.Задачи на нахождение площадей
8 кл
1.Решение задач с помощью рациональных уравнений
2.Задачи на движение
3.Задачи на смеси и сплавы
4.Задачи на совместную работу
9 кл
Пример
5 класс
Из двух городов, расстояние между которыми 900 км, одновременно навстречу друг другу вышли товарный и скорый поезда. Товарный поезд может пройти это расстояние за 18 часов, а скорый в 2 раза быстрее. Через сколько часов они встретятся?
6 класс
Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу с двух станций, удалённых друг от друга на 520 км. Через какое время расстояние между поездами будет равно 65 км, если их скорости 60 и 70 км/ч?
7 класс
Если турист 2/5 пути проедет на поезде, а 3/5 на автобусе, то затратит на весь путь 4 часа. Если же 2/5 пути турист проедет на автобусе, а 3/5 на поезде, то затратит 4 ч 20 мин.За какое время турист проедет этот путь на поезде.
8 класс
Перегон в 60 км поезд должен был проехать с постоянной скоростью за определенное время. Простояв у семафора перед перегоном 5 минут, машинист вынужден был увеличить скорость прохождения перегона на 10 км/ч, чтобы наверстать 5 минут. С какой скоростью должен был пройти перегон по расписанию?
9 класс
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 54 км/ч, проезжает мимо идущего параллельно путям со скоростью 6 км/ч навстречу ему пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Пути получения контекстных задач
Сконструировать
Подобрать из задачников и другой литературы
Новую контекстную задачу
Преобразовать математическую задачу
предметную
межпредметную
практическую
Банк контекстных задач
видеоконтент
инфорграфика
интерактивные модули
квесты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УРОЧНАЯ
ВНЕУРОЧНАЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (МАТЕМАТИКА)
Проект «Проценты и скидки»
Автор – ученица 7б класса :
«Я выбрала тему «Проценты и скидки», потому что считаю, что эта тема очень актуальна в наше время. Умение производить процентные расчёты необходимо для каждого человека, ведь почти во всех областях человеческой деятельности встречаются проценты. Мне хотелось бы составить памятку-алгоритм по решению задач на проценты, которым бы мог воспользоваться каждый человек, столкнувшийся с такой задачей»
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УРОЧНАЯ
ВНЕУРОЧНАЯ
Основная школа – МАТЕМАТИКА
ВНЕУРОЧНЫЙ КУРС ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
СЕМИНАРЫ
Апрель, 2019 г. Методический день школы. Занятие в форме деловой игры «Летний отдых».Каждый ученик получил определенную роль, в контексте задания. Сформированы кейсы для решения проблемных ситуаций.
Ноябрь, 2019 г. Школьное методическое объединение учителей математики: «Сравнение заданий ОГЭ-2019 и ОГЭ-2020»
УЧЕБНАЯ ИГРА «ЛЕТНИЙ ОТДЫХ»
КЕЙС
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАЙС
ЗАКАЗЫ КЛИЕНТОВ
ИНФОРМАЦИЯ О ВИДАХ ОТДЫХА
ПРАЙС НА УСЛУГИ
КАРТА для ЗАКАЗА
Гостиничного номера
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)… и, как бы ни перемещала его судьба с места на место, он всегда будет на своем месте»
Ж.Ж. Руссо