Формирование
мотивационного компонента
учебной деятельности у обучающихся 1-го класса
в период процесса адаптации к условиям школьного обучения
Хмеловская Е.В.
учитель начальных классов
КГКОУ ШИ № 11
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет
свой вид деятельности
Эмоциональный
Мотивационно-целевой
Познавательный
Эмоциональный блок
- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания
- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя
- рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.)
- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Мотивационно-целевой блок
- прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности
- предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности
- реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий
- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала
Познавательный блок
- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу
- необычная форма преподнесения материала
- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий
- сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование
- привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений
- стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий
Основные проблемы детей,
имеющих трудности в обучении
- не справляются с темпом обучения
- быстро теряют работоспособность
- не могут сосредоточиться на задании
- не умеют подчиняться школьным правилам
- быстро переходят от состояния активности к полной или частичной пассивности
- рабочие состояния кратковременны (всего 10-15 минут)
- трудно входят в рабочий режим урока
Показатели наличия (отсутствия) интереса к учебному предмету могут быть определены
во время урока:
- эмоциональные проявления ученика в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности заданием;
- участие ученика в учебном процессе в виде: содержания комментариев, ответов товарищей, вопросов к учителю по содержанию учебного материала; готовности к выполнению учебного задания;
- двигательная активность учеников - отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью;
- характерная реакция ученика на окончание урока - стремление со звонком бросить выполнение начатого задания или, наоборот, выполнения задания, несмотря на перемену.
вне урока:
- беседа ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами;
- чтение учеником дополнительной литературы;
- характер использования учеником свободного времени.
Большое значение для повышения мотивации к обучению
имеет организация вводной и заключительной частей урока
Для предотвращения утомления
желательно вводить в урок:
- музыкальные релаксационные паузы;
- оздоровительные минутки (для снятия усталости глаз, напряжения мышц рук, спины и т д.);
- музыкально-танцевальные разминки;
- подвижные игры;
- использование спокойной классической музыки
как фона и т.д.
Американский профессор Г. Оверстрит разработал несколько принципов, воспитывающих мотивацию учения у школьников:
- Опирайтесь на желания
- Используйте намерения
- Учитывайте интересы и склонности
- Поощряйте желание добиться признания
- Показывайте последствия совершаемых поступков
- Признавайте достоинства учеников
- Одобряйте успехи
- Сделайте работу привлекательной
- Используйте ситуацию
- Дайте обучаемому шанс
Личность учителя
Стимуляция улучшения поведения
Предупреждение
Правильные оценочные высказывания учителя
Косвенное замечание
Прямая похвала
Опора на чувства коллектива
Стимуляция деятельности
Таким образом, мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов, это:
- личность учителя;
- система педагогической информации;
- реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика;
- соответствующая этой деятельности оценка;
- социальная значимость его учебного поведения и т.д.
Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается. Причем нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно лишь при планировании урока, использовании того или иного метода поставить вопрос:
«А интересно ли это будет моим ученикам?»
Основными направлениями работы являются :
1. Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе обучения.
2. Проявление к детям ровных, дружелюбных и непредвзятых отношений.
3. Формирование в классе уважительных отношений среди детей.
4. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.
5. Установление отношений доверия между детьми и учителем.
Список используемой литературы
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - М., 2007 г.
2. Власова Т.А. «Дети с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 2000 г.
3. Кумарина Г.Ф. «Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей» – М., 1998 г.
4. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие» - МГУ, 2002 г.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» - М., 2007 г.
6. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» - М., 2006 г.
7. Щукина Г.И. «Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» - М., 2006 г.
Интернет - источники:
- http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
- http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
- http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
2. http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg
3. https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg
4. https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg
5. https://previews.123rf.com/images/stockbroker/stockbroker1303/stockbroker130300604/18709600-Pupil-And-Teacher-Standing-By-Blackboard-In-Chinese-School-Classroom-Stock-Photo.jpg
6. http:// doctor-ananin.ru/uploads/images/articles/1.jpg