СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование мотивационного компонента учебной деятельности у обучающихся 1-го класса в период процесса адаптации к условиям школьного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Формирование мотивационного компонента учебной деятельности у обучающихся 1-го класса в период процесса адаптации к условиям школьного обучения"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование мотивационного компонента учебной деятельности у обучающихся 1-го класса в период процесса адаптации к условиям школьного обучения"»

      Формирование мотивационного компонента учебной деятельности  у обучающихся 1-го класса в период процесса адаптации  к условиям школьного обучения      Хмеловская Е.В. учитель начальных классов КГКОУ ШИ № 11

Формирование

мотивационного компонента

учебной деятельности у обучающихся 1-го класса

в период процесса адаптации к условиям школьного обучения

Хмеловская Е.В.

учитель начальных классов

КГКОУ ШИ № 11

 Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности Эмоциональный Мотивационно-целевой Познавательный

Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет

свой вид деятельности

Эмоциональный

Мотивационно-целевой

Познавательный

Эмоциональный блок  создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки

Эмоциональный блок

  • создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания
  • положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя
  • рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.)
  • занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Мотивационно-целевой блок прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала

Мотивационно-целевой блок

  • прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности
  • предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности
  • реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий
  • практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала
Познавательный блок включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу необычная форма преподнесения материала создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий

Познавательный блок

  • включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу
  • необычная форма преподнесения материала
  • создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий
  • сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование
  • привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений
  • стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий
Основные проблемы детей, имеющих трудности в обучении не справляются с темпом обучения быстро теряют работоспособность не могут сосредоточиться на задании не умеют подчиняться школьным правилам быстро переходят от состояния активности к полной или частичной пассивности рабочие состояния кратковременны (всего 10-15 минут) трудно входят в рабочий режим урока

Основные проблемы детей,

имеющих трудности в обучении

  • не справляются с темпом обучения
  • быстро теряют работоспособность
  • не могут сосредоточиться на задании
  • не умеют подчиняться школьным правилам
  • быстро переходят от состояния активности к полной или частичной пассивности
  • рабочие состояния кратковременны (всего 10-15 минут)
  • трудно входят в рабочий режим урока
 Показатели наличия (отсутствия) интереса к учебному предмету могут быть определены    во время урока: эмоциональные проявления ученика в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности заданием; участие ученика в учебном процессе в виде: содержания комментариев, ответов товарищей, вопросов к учителю по содержанию учебного материала; готовности к выполнению учебного задания; двигательная активность учеников - отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью; характерная реакция ученика на окончание урока - стремление со звонком бросить выполнение начатого задания или, наоборот, выполнения задания, несмотря на перемену.   вне урока:   беседа ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами; чтение учеником дополнительной литературы; характер использования учеником свободного времени.

Показатели наличия (отсутствия) интереса к учебному предмету могут быть определены  

во время урока:

  • эмоциональные проявления ученика в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности заданием;
  • участие ученика в учебном процессе в виде: содержания комментариев, ответов товарищей, вопросов к учителю по содержанию учебного материала; готовности к выполнению учебного задания;
  • двигательная активность учеников - отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью;
  • характерная реакция ученика на окончание урока - стремление со звонком бросить выполнение начатого задания или, наоборот, выполнения задания, несмотря на перемену.

  вне урока:

 

  • беседа ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами;
  • чтение учеником дополнительной литературы;
  • характер использования учеником свободного времени.
Большое значение для повышения мотивации к обучению имеет организация вводной и заключительной частей урока

Большое значение для повышения мотивации к обучению

имеет организация вводной и заключительной частей урока

Для предотвращения утомления желательно вводить в урок:  музыкальные релаксационные паузы; оздоровительные минутки (для снятия усталости глаз, напряжения мышц рук, спины и т д.); музыкально-танцевальные разминки; подвижные игры; использование спокойной классической музыки  как фона и т.д.

Для предотвращения утомления

желательно вводить в урок:

  • музыкальные релаксационные паузы;
  • оздоровительные минутки (для снятия усталости глаз, напряжения мышц рук, спины и т д.);
  • музыкально-танцевальные разминки;
  • подвижные игры;
  • использование спокойной классической музыки

как фона и т.д.

Американский профессор Г. Оверстрит разработал несколько принципов, воспитывающих мотивацию учения у школьников: Опирайтесь на желания  Используйте намерения Учитывайте интересы и склонности Поощряйте желание добиться признания Показывайте последствия совершаемых поступков Признавайте достоинства учеников Одобряйте успехи Сделайте работу привлекательной Используйте ситуацию Дайте обучаемому шанс  

Американский профессор Г. Оверстрит разработал несколько принципов, воспитывающих мотивацию учения у школьников:

  • Опирайтесь на желания 
  • Используйте намерения
  • Учитывайте интересы и склонности
  • Поощряйте желание добиться признания
  • Показывайте последствия совершаемых поступков
  • Признавайте достоинства учеников
  • Одобряйте успехи
  • Сделайте работу привлекательной
  • Используйте ситуацию
  • Дайте обучаемому шанс

 

Говорите иногда «Надо!»
  • Говорите иногда «Надо!»
 Личность учителя

Личность учителя

Стимуляция улучшения поведения Предупреждение  Правильные оценочные высказывания учителя Косвенное замечание Прямая похвала Опора на чувства коллектива Стимуляция деятельности

Стимуляция улучшения поведения

Предупреждение

Правильные оценочные высказывания учителя

Косвенное замечание

Прямая похвала

Опора на чувства коллектива

Стимуляция деятельности

Таким образом, мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов, это:  - личность учителя; - система педагогической информации; - реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика; - соответствующая этой деятельности оценка; - социальная значимость его учебного поведения и т.д. Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается. Причем нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно лишь при планировании урока, использовании того или иного метода поставить вопрос:  «А интересно ли это будет моим ученикам?»  Основными направлениями работы являются : 1. Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе обучения. 2. Проявление к детям ровных, дружелюбных и непредвзятых отношений. 3. Формирование в классе уважительных отношений среди детей. 4. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями. 5. Установление отношений доверия между детьми и учителем.

Таким образом, мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов, это:

- личность учителя;

- система педагогической информации;

- реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика;

- соответствующая этой деятельности оценка;

- социальная значимость его учебного поведения и т.д.

Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается. Причем нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно лишь при планировании урока, использовании того или иного метода поставить вопрос:

«А интересно ли это будет моим ученикам?»

Основными направлениями работы являются :

1. Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе обучения.

2. Проявление к детям ровных, дружелюбных и непредвзятых отношений.

3. Формирование в классе уважительных отношений среди детей.

4. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.

5. Установление отношений доверия между детьми и учителем.

Список используемой литературы 1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - М., 2007 г. 2. Власова Т.А. «Дети с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 2000 г. 3. Кумарина Г.Ф. «Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей» – М., 1998 г. 4. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие» - МГУ, 2002 г. 5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» - М., 2007 г. 6. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» - М., 2006 г. 7. Щукина Г.И. «Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» - М., 2006 г. Интернет - источники: http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp  2. http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg  3. https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg  4. https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg  5. https://previews.123rf.com/images/stockbroker/stockbroker1303/stockbroker130300604/18709600-Pupil-And-Teacher-Standing-By-Blackboard-In-Chinese-School-Classroom-Stock-Photo.jpg  6. http:// doctor-ananin.ru/uploads/images/articles/1.jpg

Список используемой литературы

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - М., 2007 г.

2. Власова Т.А. «Дети с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 2000 г.

3. Кумарина Г.Ф. «Обучение в коррекционных классах. Пособие для учителей» – М., 1998 г.

4. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие» - МГУ, 2002 г.

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» - М., 2007 г.

6. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» - М., 2006 г.

7. Щукина Г.И. «Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» - М., 2006 г.

Интернет - источники:

  • http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
  • http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp
  • http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp

2. http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg

3. https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg

4. https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg

5. https://previews.123rf.com/images/stockbroker/stockbroker1303/stockbroker130300604/18709600-Pupil-And-Teacher-Standing-By-Blackboard-In-Chinese-School-Classroom-Stock-Photo.jpg

6. http:// doctor-ananin.ru/uploads/images/articles/1.jpg