Формирование целостного мировоззрения у учащихся младших классов на духовно-нравственной основе в урочной деятельности.
Исина Елена Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ «СШ №18» города Смоленска
«Важнейшая задача образования — передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Понимание актуальности проблемы целостности в образовании
опора на
национальную
культуру
Решение
многих
духовно-
нравственных
проблем
православная
вера
осознание
своего места
в окружающем
мире
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках способствует:
- приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
- помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
- способствует их укоренению в детском уме и сердце;
- вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
- даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
- способствует восприятию интереса к отечественной истории;
- воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
- вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
- способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
Духовно-
нравственное
воспитание
в урочной
деятельности
Уроки основ
православной
культуры
и ОРКСЭ
Уроки
русского языка,
литературного
чтения,
окружающего мира
Уроки
технологии,
изобразительного
искусства, музыки
Уроки «Основ православной культуры»
Урок «Окружающего мира»
2 класс : «Хлеб – главное богатство России.
Хлеб – дар Божий»
Урок «Окружающего мира»
4 класс: «Человек-защитник своего Отечества. Отношение православной церкви к войне»
Формировались понятия «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
Послушай, Бог…
Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел....
« …И вот сегодня ночью я смотрел из кратера,
что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет
и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно:
Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая, и, может ночью же к Тебе я постучусь.
И вот хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой.
Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь…»
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Образовательное пространство выходит за рамки урока
«Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».
Преподобный
Серафим Саровский
БЛАГОСТЬ
СОСТРАДАНИЕ
ЖАЛОСТЬ
ЛЮБОВЬ
ПРОЩЕНИЕ
ПОМОЩЬ
РАДОСТЬ
ДОВЕРИЕ
БЕСКОРЫСТИЕ
УЧАСТИЕ
ДОБРОТА
СЧАСТЬЕ