ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ
ВОРОНЦОВОЙ Ю.Н.
МКОУ НГО «ПАВДИНСКАЯ СОШ»
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
К.Д.Ушинский
В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия . Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия , которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
- работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций
- работа с информацией
- работа с учебными моделями
- использование знако-символических средств, общих схем решения
- выполнение логических операций
- сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
- сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
- сравнения,
- анализа,
- обобщения,
- классификации,
- установления аналогий
- подведения под понятие
- управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность
- управление своей деятельностью
- контроль и коррекция
- инициативность и самостоятельность
- речевая деятельность навыки сотрудничества
- речевая деятельность
- навыки сотрудничества
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .
Приемы и методы:
Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток
Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)
Подготовка и защита проектов
Деловая и ролевая игра
ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ «ГРУППИРОВКА»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинопись
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6-7 КЛАССЕ
1.«Светофор»
При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
2.Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока и слова "помощники».
- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
Выясним…
Узнаем…
Научимся…
Проверим…
3.Прием целеполагания «Тема-вопрос» : тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос Хорошо Плохо
ПРИЕМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме «Расселение и занятия восточных славян».
Задание : В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
Какие животные водились в местах расселения?
Какие растения росли в местах расселения?
Чем занимались восточные славяне?
Во что верили ?
Как добывали пищу?
Где жили?
ЧТО РАССКАЗАЛА КАРТА?
Вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
ПРИЕМ «РОКИРОВКА»
Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
1. Что?
2. Где?
3. Когда?
4. Кто?
5. Как?
6. Почему?
ПОПС - ФОРМУЛА
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
1. «Я считаю, что…».
2. «Потому что …».
3. «Я могу это доказать это на примере …».
4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
УПРАЖНЕНИЕ «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
ПРИЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УД
Вся система логических УД построена на мыслительных операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
Спасибо за внимание!