Районный семинар учителей иностранного языка
Формы и методы работы
с одаренными детьми
Из опыта работы
Владимировой Г. А.
учителя английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4»
г. Михайловска
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это - качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. В публицистике, таких детей называют «индиго» .
Вундеркинды ( от нем. Wunderkind , дословно – чудесное дитя) - дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.
ДУХОВНОЕ
СОВРЕМЕННАЯ
ШКОЛА
НРАВСТВЕННОЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
САМОВОСПИТАНИЕ
СОВРЕМЕННАЯ
ЛИЧНОСТЬ
САМООБРАЗОВАНИЕ
САМОРАЗВИТИЕ
ПРОБЛЕМЫ
- Искусственная провокация раннего развития
- Страх ошибок
- Проблемы в поведении (расторможенность,
гиперактивность, конфликтность
- Проблемы в общении (развитие тщеславия
и высокого самомнения)
- Академическая неуспешность при обучении
в школе
МЕТОДЫ РАБОТЫ
- тематические и проблемные мини - курсы
- «мозговые штурмы» во всех вариантах
- ролевые тренинги
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно - практической работы или творческих зачетов и т.п.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
- Совместное (с остальными учащимися)
- Создание групп одаренных детей
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
- групповые формы работы
- творческие задания
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность
- дискуссии
- диалоги
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ
- факультативы
- кружки
- конкурсы
- интеллектуальный марафон
- привлечение школьников к участию в самых
различных олимпиадах и конкурсах вне школы
- система внеурочной исследовательской
работы учащихся
УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ ,
КОНКУРСАХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ
«Интеллект»
2010 – 2011 уч. год
52 учащихся
3 – 11 классы
2011 – 2012 уч. год
54 учащихся
3 – 11 классы
ШКОЛЬНЫЙ ДРАМКРУЖОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Сказка «Бобовое зернышко»
У. Шекспир «Король Лир», «Ромео и Джульетта»
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
1 этап - мотивационный (2-4 класс)
- развитие интереса учащихся к предмету
- создание у ребенка ощущения успеха
- преодоление страха делать ошибки
2 этап - творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности (5-7 класс)
- знакомство с адаптированными образцами художественной литературы
- участие в театральных постановках, в инсценировках сцен или песен
- участие в различных конкурсах, КВН
3 этап – коммуникативно-исследовательский (8-11 класс)
- коммуникативно-исследовательские навыки
- навыки реферирования
- личное и социальное развитие
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
- Интеграция с музыкой (способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата)
- Интеграция с историей и географией (изучение тем страноведческого характера )
- Интеграция с литературой (конкурсы переводчиков)
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Our impressions of London
We have been learning English for a long time and one day we wanted to see Great Britain with our own eyes, to know more about its history, people and culture. Last summer our dreams became true. We got the chance to make trip to London. When we arrived there we realized at once why English weather is famous all over the world. We watched that kind of fog and smoke, which British people used to call smog. English summer is little colder than in Russia so, we didn’t have to suffer from the heat.
We were brought to a wonderful family with whom we lived during our trip. Our “English parents” were very hospitable and thoughtful and we got along well together.
We had a lot of interesting excursions, visited exciting sights, such as Trafalgar Square, Buckingham Palace, magnificent St. Paul’s Cathedral, impregnable Tower, the British Museum and others. We received great experience of communicating with native speakers of English, which will help us to learn English later on. The trip gave us endless emotions, impressions and we’ll never forget it.
Kozlova Olga, Diakova Julia,
Grade 9
- Достижение стандартов образования
- Успешное усвоение материала
- Развитие коммуникабельности
Do you know London?
- What was the origin of smog in London?
- Who built the first bridge across the Thames?
- What kind of political system has Great Britain?
- What part does the Queen play in the Parliament?
- Which of these people are not elected: a peer, a civil servant, the Prime Minister, an MP?
- What are the two types of newspapers in Great Britain?
- Can we say that London is an ancient city and at the same time a modern one? Why?
- As you know, London is full of things to see and do. What attracts you more in London?
- What is the best way to do sightseeing in London?
- What is called “London’s square mile of money”?
- Why are “the West End” and “the East End” not merely geographical names?
- Is the address “221 Baker Street” a real residence of the famous detective?
- What famous personalities were prisoners of the Tower?
- What ceremony is held in the Tower every night?
- What legends are connected with the Tower?
- What is Henry VIII famous for except his wives?
- Why is the Queen’s crown so popular?
- Where is the coronation ceremony held?3
- How often can you see Lord Mayor’s Show?
- What are the most important departments of the British Museum?
- Is the British Museum Library a lending library?
- What shape has the Reading Room of the British Museum?
- Where can you see the most famous people of the world at the same time?
- What is Greenwich famous for?
- Who said “When a man is tired of London, he is tired of life”?
W E L C O M E
T O
L O N D O N
Kozlova O, Diakova J
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
1.Качества и базовые умения, необходимые любому учителю.
2.Знания, умения и отношения, важные для развития общей одаренности.
3.Знания, умения и отношения, способствующие развитию специальной одаренности.
ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА
• первично идентифицировать одаренных детей (выявление)
• выбрать формы обучения
• разработать и индивидуализировать учебные программы с учетом конкретных особенностей одаренных
• дать оценку результативности обучения
• консультировать одаренных детей и их родителей.
Подготовленные учителя
• Создают творческую атмосферу в классе.
• Используют адекватные методы обучения.
• Способствуют повышению скорости обучения.
• Стимулируют самостоятельную работу учащихся.
• Ориентируются на активизацию высших познавательных процессов •Ставят более четкие дифференцированные задачи урока.
Неподготовленные учителя
◦ Равнодушны к проблемам детей (просто не имеют о них представления).
◦ Иногда враждебно настроены по отношению к одаренным, воспринимают их как угрозу своему авторитету.
◦ Показывают низкие результаты в выявлении одаренных, так как не знают их особенностей и потребностей
◦ Часто используют тактику искусственного увеличения заданий для одаренных.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЕЙ
1.Достижение лучшего понимания самих себя и развитие чувствительности к другим.
2.Повышение знаний об особенностях развития одаренных детей с разными видами одаренности и знаний о принципах их обучения.
3.Тренировка умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать собственные индивидуальные программы.
ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧИТЕЛЯ
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы
- создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе
- предоставляет учащимся обратную связь
- использует различные стратегии обучения
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня
- проявляет уважение к индивидуальности ученика
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Список использованной литературы
1) Кондратьева Е. П. Проекты (проблемы, поиск, опыт) - Чебоксары, 2008
2) Понамаренко И.Г. Повышение профессионального мастерства педагогов - Волгоград, 2009
3) Волков И.П. Много ли в школе талантов. — Москва, 1989
4) Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — Москва, 1991
5) Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — Москва, 1971
6) Матюшкин A . M . Загадки одаренности. Москва,1992
7) Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — Москва, 1991
8) Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — Москва, 1981
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Образовательная система «Школа 2100» http;//www.schoot2100.ru/