СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация использовалась для выступления на заседании учителей математики.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде».»

 Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно- образовательной среде

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно- образовательной среде

Типы уроков в информационно- образовательной среде Урок открытия нового знания Урок систематизации знаний Урок рефлексии Урок развивающего контроля

Типы уроков в информационно- образовательной среде

Урок открытия нового знания

Урок систематизации знаний

Урок рефлексии

Урок развивающего контроля

 Структура уроков:  Урок открытия нового знания  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности . Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии . Этап выявления места и причины затруднения . Этап построения проекта выхода из затруднения . Этап реализации построенного проекта . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи . Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону . Этап включения в систему знаний и повторения . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке .

Структура уроков:

Урок открытия нового знания

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии .
  • Этап выявления места и причины затруднения .
  • Этап построения проекта выхода из затруднения .
  • Этап реализации построенного проекта .
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи .
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону .
  • Этап включения в систему знаний и повторения .
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке .
На уроках «открытия» нового знания формируются способности к основным видам деятельности. Образовательной целью таких уроков является усвоение содержания учебной программы.  Для мотивации учащихся, создания проблемной ситуации, побуждающей учащихся к новым знаниям, используются различные способы: жизненные и учебные ситуации, создание ситуации удивления, использование метапредметных связей и т.д.

На уроках «открытия» нового знания

формируются способности к основным видам деятельности. Образовательной целью таких уроков является усвоение содержания учебной программы.

Для мотивации учащихся, создания проблемной ситуации, побуждающей учащихся к новым знаниям, используются различные способы: жизненные и учебные ситуации, создание ситуации удивления, использование метапредметных связей и т.д.

 Урок построения системы знаний: Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Этап первичного закрепления. Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации. Этап информирования о содержании и инструктаж по выполнению домашнего задания. Этап рефлексии, подведение итогов.

Урок построения системы знаний:

  • Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
  • Этап первичного закрепления.
  • Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации.
  • Этап информирования о содержании и инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • Этап рефлексии, подведение итогов.
На уроках систематизации знаний  На уроках этого типа используются различные формы работы, позволяющие закрепить изученные знания, использовать их при решении творческих, проблемных заданий, заданий в измененной ситуации.  Уроки систематизации знаний призваны сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а также о методах организации учебной деятельности, направленной на саморазвитие и самореализацию.

На уроках систематизации знаний

На уроках этого типа используются различные формы работы, позволяющие закрепить изученные знания, использовать их при решении творческих, проблемных заданий, заданий в измененной ситуации.

Уроки систематизации знаний призваны сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а также о методах организации учебной деятельности, направленной на саморазвитие и самореализацию.

 Урок рефлексии Этап самоопределения, мотивации к деятельности. Этап актуализации знаний. Этап локализации затруднений. Этап построения проекта выхода из затруднений. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторение. Этап рефлексии учебной деятельности.

Урок рефлексии

  • Этап самоопределения, мотивации к деятельности.
  • Этап актуализации знаний.
  • Этап локализации затруднений.
  • Этап построения проекта выхода из затруднений.
  • Этап обобщения затруднений во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторение.
  • Этап рефлексии учебной деятельности.
На уроках рефлексии   формируются способности к коррекции собственных знаний на основе алгоритма рефлексивного мышления. Образовательной целью является повторение и закрепление учебного материала. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.  Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

На уроках рефлексии

формируются способности к коррекции собственных знаний на основе алгоритма рефлексивного мышления. Образовательной целью является повторение и закрепление учебного материала. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки.

 Урок развивающего контроля Этап мотивации. Этап актуализации знаний. Этап целеполагания контроля. Этап контроля деятельности. Этап самопроверки. Этап самооценки. Этап рефлексии. Этап согласования оценок.

Урок развивающего контроля

  • Этап мотивации.
  • Этап актуализации знаний.
  • Этап целеполагания контроля.
  • Этап контроля деятельности.
  • Этап самопроверки.
  • Этап самооценки.
  • Этап рефлексии.
  • Этап согласования оценок.
На уроках развивающего контроля  Д анные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа: 1. Написание учащимися контрольной работы и ее оценивание.  2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.  Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

На уроках развивающего контроля

Д анные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1. Написание учащимися контрольной работы и ее оценивание. 2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.  Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.  При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.  Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог.

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке

ФРОНТАЛЬНАЯ

ГРУППОВАЯ

ПАРНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Фронтальная форма организации учебной деятельности Предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Фронтальная форма организации учебной деятельности ДОСТОИНСТВА Способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная форма организации учебной деятельности

ДОСТОИНСТВА

  • Способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Фронтальная форма организации учебной деятельности НЕДОСТАТКИ Нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

Фронтальная форма организации учебной деятельности

НЕДОСТАТКИ

  • Нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы.
  • Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями.
  • Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.
Индивидуальная форма организации учебной деятельности Предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

Предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности ДОСТОИНСТВА Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося. Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели. НЕДОСТАТОК Ограничивает деловое общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

ДОСТОИНСТВА

  • Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося.
  • Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели.

НЕДОСТАТОК

  • Ограничивает деловое общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.
Групповая форма организации учебной деятельности Главные признаки групповой работы: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; по истечении выделенного времени каждая группа показывает результат своей работы, своего исследования, который заслушивается всем классом.

Групповая форма организации учебной деятельности

Главные признаки групповой работы:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • по истечении выделенного времени каждая группа показывает результат своей работы, своего исследования, который заслушивается всем классом.
Групповая форма организации учебной деятельности Подготовка к проведению групповой учебной работы: определение целей и задач урока; планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате; определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей; обеспечение необходимыми материалами; выбор способа оценки результатов работы учащихся.

Групповая форма организации учебной деятельности

Подготовка к проведению групповой учебной работы:

  • определение целей и задач урока;
  • планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате;
  • определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей;
  • обеспечение необходимыми материалами;
  • выбор способа оценки результатов работы учащихся.
Групповая форма организации учебной деятельности Элементы технологического процесса групповой работы 1. Подготовка к выполнению группового задания. Деление на группы. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Распределение ролей в группе.

Групповая форма организации учебной деятельности

Элементы технологического процесса групповой работы

1. Подготовка к выполнению группового задания.

  • Деление на группы.
  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.
  • Распределение ролей в группе.
Групповая форма организации учебной деятельности Элементы технологического процесса групповой работы 2. Групповая работа . Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания.

Групповая форма организации учебной деятельности

Элементы технологического процесса групповой работы

2. Групповая работа .

  • Знакомство с материалом.
  • Планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  • Подведение итогов группового задания.
Групповая форма организации учебной деятельности Эффективность групповой учебной работы Показатели эффективности: продуктивность деятельности группы, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Групповая форма организации учебной деятельности

Эффективность групповой учебной работы

Показатели эффективности:

  • продуктивность деятельности группы,
  • удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Групповая форма организации учебной деятельности Оценка результатов учебной работы В результате групповой работы учащиеся приобретают личностно значимое, осмысленное знание. Поощрение учителя становится вторичным. Индивидуальная оценка на уроке складывается из самооценки , взаимной оценки результатов учебной работы учащихся, и оценивание работы каждого учащегося учителем .

Групповая форма организации учебной деятельности

Оценка результатов учебной работы

  • В результате групповой работы учащиеся приобретают личностно значимое, осмысленное знание.
  • Поощрение учителя становится вторичным.
  • Индивидуальная оценка на уроке складывается из самооценки , взаимной оценки результатов учебной работы учащихся, и оценивание работы каждого учащегося учителем .
Групповая форма организации учебной деятельности Результат учебной групповой работы Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи .

Групповая форма организации учебной деятельности

Результат учебной групповой работы

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи .
Групповая форма организации учебного процесса ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ Контролирует ход работы в группах. Отвечает на вопросы. Регулирует споры. Помогает отдельным учащимся. Следит за адекватностью поведения в группах.

Групповая форма организации учебного процесса

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

  • Контролирует ход работы в группах.
  • Отвечает на вопросы.
  • Регулирует споры.
  • Помогает отдельным учащимся.
  • Следит за адекватностью поведения в группах.
Групповая форма организации учебной деятельности Виды групповой учебной работы задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности, проблемные вопросы и задания, ролевые и деловые игры, дискуссии, проектная деятельность.

Групповая форма организации учебной деятельности

Виды групповой учебной работы

  • задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности,
  • проблемные вопросы и задания,
  • ролевые и деловые игры,
  • дискуссии,
  • проектная деятельность.
Групповая форма организации учебной деятельности Формы групповой учебной работы «Мозговой штурм» «Мозаика» «Дебаты» Дискуссия Групповой опрос Смотр знаний

Групповая форма организации учебной деятельности

Формы групповой учебной работы

  • «Мозговой штурм»
  • «Мозаика»
  • «Дебаты»
  • Дискуссия
  • Групповой опрос
  • Смотр знаний
Парная форма организации учебной деятельности Виды парной учебной работы  объясни товарищу;  ответь товарищу;  составь задание для друга;  устная и письменная взаимопроверка;  выполните задание вместе;  обсудите решение и т. д.  практические и лабораторные работы.

Парная форма организации учебной деятельности

Виды парной учебной работы

  • объясни товарищу;
  • ответь товарищу;
  • составь задание для друга;
  • устная и письменная взаимопроверка;
  • выполните задание вместе;
  • обсудите решение и т. д.
  • практические и лабораторные работы.
Групповая форма организации учебной деятельности Возможные темы уроков Углы Прямоугольник, квадрат, ромб Свойство углов треугольника Площадь треугольника Расстояние от точки до прямой Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Сравнение десятичных дробей Задачи на проценты Комбинаторные задачи 5 класс

Групповая форма организации учебной деятельности

Возможные темы уроков

  • Углы
  • Прямоугольник, квадрат, ромб
  • Свойство углов треугольника
  • Площадь треугольника
  • Расстояние от точки до прямой
  • Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
  • Сравнение десятичных дробей
  • Задачи на проценты
  • Комбинаторные задачи

5 класс

Групповая форма организации учебной деятельности Возможные темы уроков Поворот и центральная симметрия Осевая симметрия Координатная плоскость Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Окружность, длина окружности Признаки делимости Диаграммы Задачи на подсчет вероятности 6 класс

Групповая форма организации учебной деятельности

Возможные темы уроков

  • Поворот и центральная симметрия
  • Осевая симметрия
  • Координатная плоскость
  • Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
  • Окружность, длина окружности
  • Признаки делимости
  • Диаграммы
  • Задачи на подсчет вероятности

6 класс

Групповая форма организации учебной деятельности Возможные темы уроков Что такое математический язык Что такое математическая модель Координатная прямая Координатная плоскость Взаимное расположение графиков линейных функций Системы двух линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций Свойства степени с натуральным показателем Формулы сокращенного умножения Способ группировки Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов Графическое решение уравнений Кусочная функция 7 класс

Групповая форма организации учебной деятельности

Возможные темы уроков

  • Что такое математический язык
  • Что такое математическая модель
  • Координатная прямая
  • Координатная плоскость
  • Взаимное расположение графиков линейных функций
  • Системы двух линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций
  • Свойства степени с натуральным показателем
  • Формулы сокращенного умножения
  • Способ группировки
  • Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов
  • Графическое решение уравнений
  • Кусочная функция

7 класс

Групповая форма организации учебной деятельности Возможные темы уроков Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями Первые представления о рациональных уравнениях Множество действительных чисел Функция , её свойства и график Модуль действительного числа Параллельный перенос графиков функций Квадратичная функция Графическое решение квадратных уравнений Решение уравнений методом замены переменной Теорема Виета Исследование функций на монотонность Решение квадратных неравенств   8 класс

Групповая форма организации учебной деятельности

Возможные темы уроков

  • Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
  • Первые представления о рациональных уравнениях
  • Множество действительных чисел
  • Функция , её свойства и график
  • Модуль действительного числа
  • Параллельный перенос графиков функций
  • Квадратичная функция
  • Графическое решение квадратных уравнений
  • Решение уравнений методом замены переменной
  • Теорема Виета
  • Исследование функций на монотонность
  • Решение квадратных неравенств

 

8 класс

Групповая форма организации учебной деятельности Возможные темы уроков Множества и операции над ними Системы неравенств Методы решения систем уравнений Числовые функции Последовательности Арифметическая и геометрическая прогрессии Статистика – дизайн информации 9 класс

Групповая форма организации учебной деятельности

Возможные темы уроков

  • Множества и операции над ними
  • Системы неравенств
  • Методы решения систем уравнений
  • Числовые функции
  • Последовательности
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии
  • Статистика – дизайн информации

9 класс

Благодарю за внимание

Благодарю за внимание