ФГОС
Формы современного урока
в условиях реализации
ФГОС
Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Особое место в образовательном процессе занимает система УУД учащихся:
- коммуникативные
- познавательные
- личностные
- регулятивные
Учебная ситуация – это такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его или предлагают своё описание, частично запоминают.
Создание учебной ситуации должно строиться с учётом: возраста ребёнка; специфики учебного предмета; меры сформированности универсальных учебных действий учащихся.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жёстко структурным конспектом урока.
Учитель пользуется сценарным планом урока .
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя.
Главная цель учителя на уроке
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Организовать деятельность детей:
Успеть выполнить всё, что запланировано
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи;
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Формулировка заданий для обучающихся
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.
Преимущественно фронтальная
Форма урока
Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.
Взаимодействие с родителями обучающихся
Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Родители не включены в образовательный процесс.
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
Традиционная деятельность учителя
Образовательная среда
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Создаётся учителем.
Выставки работ обучающихся.
Создаётся обучающимися.
- не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
- нет портфолио обучающегося;
Результаты обучения
- основная оценка- оценка учителя;
- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
- важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
- Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Практическая деятельность учащихся
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
ФГОС
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии;
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
ФГОС
ФОРМЫ УРОКА ПО ФГОС
Что отличает современный урок от традиционного? Формы организации урока
- Дифференцированно – групповые
Что отличает современный урок от традиционного? Организационные формы
- Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачёты, собеседование)
- Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
- Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы
- Проблемное обучение;
- Исследовательское обучение;
- Проектное обучение;
Способ решения
проблема
решение
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Рефлексивное обучение;
- Продуктивные технологии
Что отличает современный урок от традиционного? Средства обучения
- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Структура урока изучения нового материала
- Организационный момент 1-2 мин.
- Подготовка к изучению нового материала 5-7 мин
- Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин.
- Ознакомление с новым материалом 20 мин.
- Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
- Подведение итогов урока 3 мин.
- Сообщение домашнего задания и инструктаж 5 мин.
Структура урока обобщения и систематизации знаний
- Организационный момент 1-2 мин.
- Сообщение темы, цели урока 1 мин.
- Проверка домашнего задания 3 мин.
- Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
- Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
- Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
- Оценка результатов урока 3 мин
- Подведение итогов урока 3 мин.
- Сообщение домашнего задания 4 мин.
Технологии работы с детьми с ОВЗ
- 1. Методы арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, оригами, игротерапия, пластилинография и др.).
- 2. Для активизации мыслительной деятельности и межполушарного взаимодействия («Кулак-ребро-ладонь», рисование геометрических фигур обеими руками, «Зеркало», «Ухо-нос».)
- 3. Методы релаксации (на физкультминутках).
Нетрадиционные формы
Урок-лекция "Парадокс»
Урок «Что? Где? Когда?»
Урок-"Эврика«
Урок-эстафета
Урок-сочинение
Урок взаимообучения учащихся
Урок-аукцион
Уроки, которые ведут ученики
Урок-экскурсия
Урок-деловая игра
Игра-обобщение
Урок-заочная экскурсия
Урок-консультация
Урок-пресс-конференция
Компьютерные игры
Урок-диспут
Групповой урок внеклассного чтения
Уроки-творчества
Урок-творческий отчет
Конференция старшеклассников
Урок-семинар
Урок-"общественный смотр знаний«
Урок-бенефис
Урок-соревнование
Урок-соревнование (алгебра)
Урок-турнир
Урок типа «КВН»
Нетрадиционные уроки
Уроки книжной панорамы • Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал) • Уроки решения задач • Урок-эссе • "Атака мыслей" • Бинарный урок • Консультанты на опросе Конспект-лекция Круглый стол Лекция-дискуссия Лекция-консультация Лекция с обратной связью
"Определение понятий" • Проблемное изложение • Методика поабзацной проработки текста • "Синтез мыслей" • Лекция "Улучшить и повторить" • Конференция однородных групп • Урок-лабиринт • Урок-путешествие • Интегрированный урок • Обобщающий урок • Зачет-игра • Интегративные уроки
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.