Функциональная грамотность как способность учиться всю жизнь
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
В наши дни одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Требования ФГОС таковы, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Сегодня обучение в школе не может ограничиваться академическими
целями, оно должно включать
функциональные и операционные
цели, связанные с повседневной
жизнью и трудовой деятельностью.
Современное общество делает запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Отличительные черты функциональной грамотности:
- направленность на решение бытовых проблем;
- ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;
- связь с решением стандартных, стереотипных задач.
Основные признаки функциональной грамотности
- готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;
- способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;
- готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;
- способность к коммуникативной деятельности.
Компетенции функциональной грамотности
- способность выбирать и использовать различные технологии;
- способность видеть проблемы и искать пути их решения;
- способность учиться всю жизнь.
Компоненты функциональной грамотности
- знание сведений, правил, принципов;
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией;
- применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности учащихся
- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внешкольного, дополнительного образования;
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
- Владение способом стилизации (упрощения) сложной формы
- Нахождение ошибок в изображении
- Применение полученных знаний и способов изображения сложной формы
- Выявление основных визуальных характеристик предметов, самоанализ
- Опыт работы в роли эксперта
- Выявление критериев оценивания
- Практическая работа по предложенной инструкции
Художественная грамотность
Изучение художественной грамоты позволяет полнее и тоньше понимать произведение искусства, глубже проникать в него.
Это, в свою очередь, помогает сформировать социально активную, творчески мыслящую личность, способствует мотивации к обучению, предоставляет условия для освоения новых технологий, интеграции в учебном процессе дисциплин эстетического и гуманитарного циклов.
Обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности.
Планируемые результаты
Повышение мотивации к обучению
Формирование умения владеть различными техниками
Совершенствование навыков самообразования
Развитие навыков художественной грамотности
Овладение методами групповой и индивидуальной
исследовательской деятельности
Повышение индивидуальных достижений обучающихся
Повышение качества знаний по предмету
Повышение мотивации к обучению
Повышение мотивации к обучению
Формирование умения владеть различными техниками
Формирование умения владеть различными техниками
Совершенствование навыков самообразования,
Совершенствование навыков самообразования,
Развитие навыков художественной грамотности
Развитие навыков художественной грамотности
Овладение методами групповой и индивидуальной
Овладение методами групповой и индивидуальной
исследовательской деятельности
исследовательской деятельности
Повышение индивидуальных достижений обучающихся
Повышение индивидуальных достижений обучающихся
Повышение качества знаний по предмету
Повышение качества знаний по предмету
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
Спасибо за внимание
Презентацию подготовила
Клювиткина ЛВ. учитель ИЗО
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»