ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является основным потребителем жидких топлив - бензина и дизельного топлива, при сгорании которых выделяются вредные для человека и окружающей среды вещества - отработавшие газы. Постоянный рост числа автомобилей приводит как к неуклонному сокращению запасов сырья для производства топлив - нефти, так и к накоплению в окружающей среде вредных веществ.
Расширить сырьевую базу автомобильных топлив и одновременно уменьшить вредное воздействие на экологию можно за счет использования альтернативных, топлив. Наибольшее распространение на автомобильном транспорте получили газообразные углеводородные топлива, которые относятся к чистым в экологическом отношении моторным топливам. Стоимость газообразного топлива в два-три раза ниже стоимости бензина и дизельного топлива, а запасы его сырья превосходят нефтяные. Эти факторы обусловили применение газа на автотранспорте.
Для работы на газообразных топливах транспортные средства переоборудуются в газобаллонные автомобили (ГБА). На базе серийных бензиновых и дизельных автомобилей выпускают ГБА и комплекты газового оборудования для установки на них.
Но перевод автомобилей на газообразные топлива требует выполнения дополнительных работ по установке газовой системы питания, включая газовые баллоны, ее техническому обслуживанию и ремонту. Применение газа на автомобиле повышает требования пожарной безопасности при его эксплуатации.
Поэтому я выбрал первой темой моей письменной экзаменационной работы «Система питания ДВС с газобаллонным оборудованием. Устройство. Принцип работы. ТО.»
Цель моей работы - изучить материал по выбранной теме, для этого мне необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть устройство и принцип работы системы питания ДВС с газобаллонным оборудованием;
- изучить систему питания ГБО на сжатом газе;
- изучить систему питания ГБО на сжиженном газе;
- рассмотреть газодизельные системы питания;
- техническое обслуживание системы питания ДВС с газобаллонным оборудованием.
Работа над изучением и исследованием вопросов и задач, поставленных в данной дипломной работе, даст мне возможность усовершенствовать свои профессиональные теоретические знания и умения, полученные в процессе обучения по моей специальности.
Общие сведения о газобаллонных автомобилях
Для обеспечения работы двигателей на газе на базовый автомобиль устанавливается дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) газообразное топливо. Для повышения эффективности применения газообразного топлива, существенно отличающегося по свойствам от жидких топлив, может изменяться конструкция двигателя и отдельных его систем.
Благодаря существенной разнице в стоимости газа и жидких топлив применение газомоторного топлива экономически оправдано при годовом пробеге более 20 тыс. км.
Ресурс двигателя, работающего на газе, увеличивается на треть по сравнению с ресурсом двигателя, работающего на бензине.
Основные агрегаты и узлы газобаллонного автомобиля:
1 - запорная арматура; 2 - газовый баллон; 3 - переключатель вида топлив; 4 - газовый клапан; 5 - контрольный манометр; 6 - патрубок подвода газа к смесителю; 7 - газовый редуктор; 8 - дозатор газа; 9 - газовый смеситель; 10 - бензиновый клапан; 11 - трубопровод; 12 – вентиляционный рукав.
Автомобили с ГБО.
Автомобили работающие на сжижженом газе.
Автомобили, работающие на сжатом газе.
В зависимости от применяемого газового топлива принципиальные схемы систем питания имеют свои специфические особенности и одновременно общие элементы.
Автомобили, работающие на сжатом газе
Подогреватель предохраняет систему от замерзания, возможного вследствие расширения газов в редукторе. Для подогрева используется тепло отработанных газов. Из редуктора высокого давления газ поступает в электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан открывается при пуске двигателя, он пропускает газ в редуктор низкого давления. В редукторе низкого давления понижается давление газа, оно становится немного ниже атмосферного. После этого газ поступает в карбюратор-смеситель, а при режиме холостого хода газ поступает непосредственно в дроссельное пространство. Редуктор низкого давления также дозирует газ для приготовления газовоздушной смеси оптимального состава и отключает газовую магистраль при остановке двигателя.
СТО фирменные
В газобаллонных установках, работающих на сжатом газе, баллоны для хранения сжатого воздуха могут быть объединены в две группы. Газ через расходные вентили может поступать в систему питания как от одной отдельной группы баллонов, так и от обеих групп сразу. Зарядка баллонов газом осуществляется через наполнительный вентиль. Через расходные вентили газ поступает в подогреватель
Автомобили, работающие на сжижженом газе
От расходных вентилей, газ поступает к магистральному вентилю. Через магистральный вентиль и штанги высокого давления газ попадает в испаритель. В испарителе происходит испарение сжиженного газа под воздействием тепла охлаждающей жидкости. Далее сжиженный газ в парообразном состоянии поступает через фильтры в газовый редуктор. В редукторе происходит снижение давления газа до уровня в два раз меньше атмосферного. После этого газ через дозирующее устройство по газопроводу поступает к обратному клапану входного патрубка смесителя. Далее газ попадает через форсунки к дроссельным заслонкам газового смесителя. Из смесителя газовоздушная смесь поступает в камеры сгорания цилиндров двигателя и там сгорает.
Сжиженный газ находится в жидком и парообразном состоянии в баллоне из листовой стали. На баллоне находятся расходные вентили паровой и жидкостной фаз газа. При пуске и прогреве двигателя используется газ от паровой фазы топлива, а после прогрева используется жидкостная фаза.
Техническое обслуживание системы питания ДВС с газобаллонным оборудованием
Ежедневное техническое обслуживание выполняется перед выездом ГБА на линию и после возвращения в АТП. После возвращения автомобиля в АТП внешним осмотром следует проверить герметичность арматуры газового баллона и расходных вентилей. Очистить снаружи и при необходимости вымыть арматуру газового баллона и приборы газовой, бензиновой или газодизельной систем питания. При постановке автомобиля на стоянку нужно закрыть расходные вентили и выработать весь газ, находящийся в системе, а в холодное время года при использовании в системе охлаждения воды слить ее из полости редуктора.
Техническое обслуживание системы питания ДВС с газобаллонным оборудованием
В газодизельных автомобилях и автобусах дополнительно проверяют отсутствие подтеканий дизельного топлива в соединениях топливопроводов, состояние, крепление и работоспособность механизма установки запальной дозы дизельного топлива, ход телескопической тяги заслонки и других механизмов управления подачи газа, смазывают эти соединения. Проверяют состояние, крепление и работоспособность электрической системы, крепление проводки к кнопке включения моторного тормоза. Устраняют имеющиеся неисправности.
При ТО-1 выполняются очистительные работы: очистка корпусов фильтрующих элементов газовых фильтров, электромагнитного клапана, редукторов высокого и низкого давления, слив отстоя из РНД. Проверяют внешнее состояние и крепление элементов ГБО, герметичность полости теплоносителя, подводящих и отводящих шлангов подогревателя газа.
Техническое обслуживание системы питания ДВС с газобаллонным оборудованием
При ТО-2 тщательно проверяют крепление узлов и приборов газовой системы, работу редукторов высокого и низкого давления, дозирующе-экономайзерных устройств, предохранительного клапана, подогревателя, испарителя, карбюратора-смесителя, манометров высокого и низкого давления с помощью специального диагностического оборудования. В случае обнаружения неисправностей их устраняют и регулируют названные узлы и приборы.
Снимают электромагнитный клапан-фильтр, очищают отстойник фильтра. При необходимости заменяют фильтр и шток и другие неисправные детали, собирают и проверяют работоспособность, устанавливают электромагнитный клапан на место. При ТО-2 выполняется часть ремонтных работ. Если оговорено в перечне работ, снимают РВД, заменяют мембраны, уплотнительные прокладки в соединениях с манометром и предохранительным клапаном, заменяют фильтры РВД и РНД
Второе техническое обслуживание включает в себя часть работ ТО-1 и, кроме того, ряд дополнительных контрольно-диагностических, крепежных, ремонтных и регулировочных операций, производимых со снятием в необходимых случаях элементов газовой системы питания.
Требования техники безопасности при техническом обслуживании ГБО
Техническое обслуживание системы питания — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля
Сотрудники, выполняющие работы по ТО должны выполнять правила охраны труда:
- к рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере;
- несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами;
- все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте;
- заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости;
- волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин;
- на месте проведения работ должен быть порядок;
- не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения;
- запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса;
- в помещении должно быть хорошее освещение;
- условия труда должны быть организованы в соответствии с принятыми нормами.
Техника безопасности при работе под автомобилем . Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные
механизмы исправны. Если масса транспортного
средства больше, нежели максимально
разрешенная масса, указанная в паспорте
подъемника, то пользование им запрещено.
Поднимать авто лучше с помощью нескольких
домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно. Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму: убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов); поднять машину на нужную высоту; установить специальные подставки в дополнение к подъемникам; приступить к монтажным или ремонтным работам.
При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:
- использовать его по назначению;
- не применять несправный инструмент.
Проверяя техническое состояние автомобиля и его агрегатов при проведении диагностики следует выполнять следующие правила:
- загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность(при этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика);
- для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса. - переходить смотровую яму можно только по специальным настилам;
- перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении;
- при прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными;
- система диагностики устанавливается только специалистом;
- тормоза нужно проверять в месте, где нет других транспортных средств и людей;
- если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.
Большую роль играет пожарная безопасность при техническом обслуживании газобаллонного оборудования: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установка газобаллонного оборудования на автомобили – это сложная процедура, однако экономически выгодное и более экологичное. В настоящее время происходит интенсивное внедрение газообразных углеводородных топлив в конструкции транспортных средств, что не снижает их надёжности и производительности. Внедрение ГБО приводит к снижению эксплуатационных затрат, повышению всех видов безопасности. Всё это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей». От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих.
При написании письменной экзаменационной работы я выполнил следующие задачи:
- проанализировал принципы работы и устройство систем питания на различных видах газового топлива;
- изучил схему установки газобаллонного оборудования;
- рассмотрел методы технического обслуживания систем питания автомобилей с газобаллонным оборудованием;
- определил правила техники безопасности при техническом обслуживании систем питания автомобилей с газобаллонным оборудованием.
Я считаю, что работа над изучением и исследованием вопросов и задач, поставленных в моей письменной экзаменационной работе, дает мне возможность усовершенствовать свои профессиональные теоретические знания и практические умения, полученные в процессе обучения по моей специальности.