Возможности дополнительного образования в гендерном воспитании подростков
Исполнитель: Кошкина Вера Васильевна
Цель работы - выявить возможности дополнительного образования в гендерном воспитании подростков
Объект исследования – гендерные аспекты воспитания в подростковом возрасте
Предмет исследования – особенности гендерного воспитания подростков в условиях дополнительного воспитания детей
Задачи выпускной квалификационной работы:
- Рассмотреть понятие гендерного воспитания и способы его реализации в дополнительном образовании.
- Раскрыть особенности усвоения гендерных ролей в подростковом возрасте.
- Проанализировать особенности реализации гендерного подхода в дополнительном образовании подростков.
- Исследовать гендерые установки педагогов и родителей подростков.
- Разработать методические рекомендации по осуществлению гендерного воспитания в условиях работы учреждения дополнительного образования детей.
Особенности гендерного воспитания подростков
Теоретический анализ литературы показал, что
- В настоящее время необходим дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.
- Задача взрослых – помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
- Необходимо: во-первых, развивать у ребёнка ценностное осмысление себя и как представителя определённого пола и как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.
Эмпирическое исследование
Цель эмпирического исследования : анализ особенностей гендерного воспитания подростков в условиях дополнительного образования детей
Этапы исследования:
1 этап - анализ услуг дополнительного образования с учётом гендерного подхода
2 этап - выявление особенностей стереотипов и установок участников педагогического процесса в гендерном воспитании подростков
3 этап - составление рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей
База исследования: учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества им. Крыгина» г. Владивостока.
Первый этап исследования
Цель – анализ услуг дополнительного образования с учетом гендерного подхода
Таблица 1 – Наполняемость кружков по направлениям работы с учётом гендерного подхода
Направление работы
1. Эстетическое
Кружок
1. Изобразительного творчества «Тюбик».
2. Фольклор – «Живинка».
3. Эстрадный вокал – «Признание».
4. Народного танца – «Звёздочки».
2. Спортивное
Количество
девочек
Количество мальчиков
28
28
50
102
КУДО
3. Экологическое
17
2
10
13
«Чистый родник»
-
4.Декоративно-прикладное
75
16
«Фантазёры»
14
50
25
Второй этап исследования
Цель – выявление особенностей стереотипов и установок участников педагогического процесса в гендерном воспитании подростков
Таблица 2 - Гендерные представления педагогов и родителей о типично женских и типично мужских качествах личности
Типичные женские качества
Типичные мужские качества
Красивая
Мужественный
Ласковая
Самодостаточный
Гордая
Смелый
Искренняя
Ответственный
Добрая
Надежный
Заботливая
Сильный
Нежная
-
Хитрая
-
Уверенная в себе
Уверенный в себе
Умная
Умный
Таблица 6 - Представления педагогов и родителей о гендерных различиях в особенностях поведения девочек и мальчиков
Особенности поведения девочек
Количество выборов
Не ответили
8
Особенности поведения мальчиков
Ласковые
Количество выборов
4
Дружелюбные
Не ответили
5
3
Общительные
Агрессивные
Спокойные
3
Активные
6
4
3
Наглые
Скромные
3
Хвастливые
2
Эмоциональные
2
2
Раскованные
Дерзкие
-
1
1
-
-
-
Таблица 7 – Представления педагогов и родителей о гендерных особенностях общения девочек и мальчиков
Особенности общения девочек
Количество
выборов
Не ответили
7
Особенности
общения мальчиков
Нет разницы
Индивидуально
для каждого
Количество
выборов
Не ответили
2
1
10
Раскрепощённые
Нет разницы
Доверчивые
2
2
Индивидуально для каждого
1
4
Раскрепощённые
Приветливые
Разговорчивые
3
2
Дерзкие
3
2
Агрессивные
Интриганки
3
Открытые
2
Конфликтные
3
1
Настороженные
1
-
-
Третий этап исследования
- Цель – составление рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей
Рекомендации по созданию модели организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей на основе гендерного подхода:
- Разработка требований, принципов и условий реализации модели организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
- Формирование ресурсов по реализации организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
- Разработка педагогических условий.
5. Подготовка кадрового потенциала для внедрения модели организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
6. Создание необходимых условий для реализации модели организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
7. Разработка программ дополнительного образования детей и учебно-методических рекомендаций.
8. Создание финансово-экономической и материально-технической базы.
9. Особенности контроля качества учебно-воспитательного процесса.
10. Организация работы методических служб по внедрению модели учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
11. Педагогическое управление внедрением моделей организации учебно-воспитательного процессе в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
12. Проверка результативности, корректировка модели организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.
13. Внедрение модели организации учебно-воспитательного процесса в систему дополнительного образования детей с учётом гендерного аспекта.