ГИМНАСТИКА.
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Презентация
Доровского Владимира Дмитриевича
учителя МКОУ Маловерейской ООШ Семилукского муниципального района Воронежской области
Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся с помощью многообразных по форме строевых упражнений их включают практически в любое массовое гимнастическое выступление. Большая группа строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая группа создавалась в процессе работы по гимнастике.
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы.
Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый – к правому нижнему углу.
Для пользования строевыми упражнениями установлены основные понятия о строе.
Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг – правая и левая оконечность строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне, для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперед руки.
Направляющий – учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий – учащийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга – строй, в котором учащиеся один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону. Колонна – стой, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Строевые упражнения подразделяют на следующие группы:
строевые приемы;
построения и перестроения;
передвижения;
размыкания и смыкания.
Строевые приемы
Строевые приемы выполняются по следующим командам:
«Становись!» - по этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.
«Смирно!» - по этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».
«Равняйсь!» - по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают основную стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь!».
«Отставить!» - по этой команде принимается предшествующее ей положение.
«Вольно!» - по этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно. «Правой (левой) — вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю. «Разойдись!» - занимающиеся действуют произвольно.
Расчет . Команды:
«По порядку — РАССЧИТАЙС!», « На первый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИТАЙСЫ» и др.; расчет начинается с правого фланга.
Повороты на месте и в движении . Команды:
«Напра-BO!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!».
Построения и перестроения
Построения – действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
Построение в шеренгу: Команда: "В одну (две, три и т.д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!" . Одновременно с подачей команды учитель становится лицом к фронту в положение "Смирно!" .Класс выстраивается слева от него.
Построение в колонну: Команда: "В колонну по одному (два, три и т.д.) – СТАНОВИСЬ !" . Класс выстраивается за учителем.
Перестроение из одной шеренги в две: После предварительного расчета на "первый и второй" подается команда: "В две шеренги - СТРОЙСЯ!" . По этой команде вторые номера делают шаг левой ногой назад (счет раз), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет два) и становясь в затылок первому, приставляют левую ногу (счет три).
Перестроение из одной шеренги в три: После предварительного расчета подается команда: "В три шеренги – СТРОЙСЯ!" . По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: "В одну шеренгу – СТРОЙСЯ!" . Перестроение проводится в порядке, обратном построению.
Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки.
Команда: «Строевым шагом — МАРШ!».
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений.
Команды:
«Шагом — МАРШ!» — подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг).
«Обычным шагом (бегом) — МАРШ!» — применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении.
Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:
« На месте шагом (бегом) — МАРШ!»
«Направляющий, на месте!» — подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг,