СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учащихся 9 класса по произведению А.С. Грибоедова "Горе от ума". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Горе от ума"»

Знакомство с героями комедии «Горе от ума». Анализ первого действия Урок литературы. 9 класс

Знакомство с героями комедии «Горе от ума».

Анализ первого действия

Урок литературы. 9 класс

История создания 1. С.Н.Бегичев: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…» 2. В.В.Шнейдер: «Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году». Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.  3. Сюжет комедии приснился А.С.Грибоедову : «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

История создания

1. С.Н.Бегичев: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

2. В.В.Шнейдер: «Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году».

Учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3. Сюжет комедии приснился А.С.Грибоедову : «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

«Жандровская рукопись» Московская цензура не пропустила комедию. Влиятельные знакомые (великий князь Николай Павлович, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, министр Ланской и другие видные сановники). В департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А. Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи». М.А.Милорадович

«Жандровская рукопись»

Московская цензура не пропустила комедию. Влиятельные знакомые (великий князь Николай Павлович, генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович, министр Ланской и другие видные сановники).

В департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А. Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

М.А.Милорадович

«Горе от ума»,  переплёт и страница списка, принадлежавшего президенту Академии наук С.С. Уварову. 1820-е гг.

«Горе от ума», переплёт и страница списка, принадлежавшего президенту Академии наук С.С. Уварову. 1820-е гг.

Первое издание и первая постановка комедии

Первое издание и первая постановка комедии

Пора творческих исканий «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии»  А.С.Грибоедов

Пора творческих исканий

«…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии»

А.С.Грибоедов

«Комедия классицизма»  «Правило» трёх единств  время  место  действие  Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует. Особенности сюжета: борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

«Комедия классицизма»

«Правило» трёх единств

время

место

действие

Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан - добродетель торжествует.

Особенности сюжета: борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Комедия «Горе от ума»  Признаки комедии классицизма Признаки комедии реализма Правила трех единств: - Единство времени (действие происходит в течение одних суток). - Единство места (действие происходит в доме Фамусова). - Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

Комедия «Горе от ума»

Признаки комедии классицизма

Признаки комедии реализма

Правила трех единств:

- Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

- Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

- Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

Сюжет

Сюжет

Композиция комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»  включает следующие элементы:

  • Экспозиция . Все явления первого действия до приезда Чацкого.  В них происходит знакомство с хозяином, его дочерью Софьей, слугами, секретарём Молчалиным, описание обстановки и нравственных устоев, первые характеристики персонажей. 
  • Завязка . Появление Чацкого в 7-м явлении первого действия. 
  • Параллельное развитие любовного и социального конфликтов .  Они идут параллельно друг другу и тесно взаимосвязаны. 
  • Кульминация социального конфликта . Происходит в 3-м действии, на балу. 
  • Кульминация любовного конфликта . Софья узнаёт об истинных чувствах Молчалина, а Чацкий — о чувствах Софьи, в 4-м действии. 
  • Развязка обоих конфликтов . Происходит в 4-м действии и отображена в заключительном монологе главного героя. 

Композиция пьесы строится по классическому канону: единство места — дом Фамусова, времени — описаны события одних суток. Однако нарушается принцип единства действия: в комедии два полноправных конфликта вместо одного — любовного. 

Финал остаётся открытым: прозревший Чацкий стремится вон из Москвы, но развязки в полном смысле в пьесе нет. 

Афиша

Афиша

Анализ первого действия комедии  - Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета? - Какая интрига завязывается в самом начале? - Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова. - Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене? - Почему Фамусов позволил обмануть себя? - В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? - Что заставило Чацкого уехать из Москвы? - Как его встречает Софья? - Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком? - Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена? - Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого? - Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? - Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

Анализ первого действия комедии

- Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

- Какая интрига завязывается в самом начале?

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

- Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

- Почему Фамусов позволил обмануть себя?

- В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий?

- Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

- Как его встречает Софья?

- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

- Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

- Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам?

Против чего направлена ирония Чацкого?

- Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого?

- Проявился ли конфликт в 8 - 10 явлении, между кем, какой он носит характер?