Гражданская оборона,
основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона в Республике Беларусь и перспективы ее развития
История создания гражданской обороны
История МПВО-ГО-МЧС России начинается с февраля 1918 года, когда в Петрограде был создан штаб воздушной обороны города под руководством Н.И. Подвойского. В марте 1918 года издан Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
История создания гражданской обороны
Второй этап (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника.
История создания гражданской обороны
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, было ликвидировано
90тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более
110 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.
История создания гражданской обороны
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.). На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
История создания гражданской обороны
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Белоруской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
Предназначение
Гражданская оборона Республики Беларусь (ГО) - составная часть оборонных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Структурная схема ГО
Премьер-министр –
Начальник ГО РБ
Запасы материально-технических средств ГО
Начальник штаба ГО – Министр по ЧС Штаб ГО Республики Беларусь – МЧС
Начальники ГО РОГУ, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ
Республиканские службы ГО
Штабы ГО
Начальники ГО областей, г. Минска – Председатели облисполкомов, Минского горисполкома
Силы и средства органов и подразделений по ЧС
Подведомственные организации обл.подчинения. Руководитель – нач.ГО
Штабы ГО областей, г. Минска – областные и Минское городское УМЧС
Областные службы ГО
Начальники ГО городов, районов – Председатели горисполкомов (райисполкомов)
Штабы ГО
Подведомственные организации в городах и населенных пунктах. Руководитель – нач. ГО
Штабы ГО городов (районов) – городские (районные) отделы по ЧС
Городские (районные) службы ГО
Начальники ГО организаций
Штабы ГО
Службы ГО организаций
Штаб ГО организации
ГФ гражданской обороны
Основные задачи
обучение населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
Основные задачи
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Основные задачи
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
срочное восстановление надежного функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
Основные задачи
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Руководство
Совет Министров Республики Беларусь
Начальник ГО Республики Беларусь –
Премьер-министр Республики Беларусь
Начальник ГО области, г.Минска –
председатель облисполкома, горисполкома
Начальник ГО района, города –
председатель (гор)райисполкома,
глава администрации района(города)
Начальниками ГО в РОГУ, иных гос. организациях,
подчиненных Правительству РБ, других организациях,
подлежащих переводу на работу в ВВ,
являются их руководители.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГО (в мирное время)
Республиканский
МЧС
уровень
Областные Минское,
городское УМЧС
Территориальный
уровень
ГРОЧС
Местный уровень
Структурные подразделения
(работники) РОГУ,
др. организации,
работающих в условиях ВВ
Отраслевой и
объектовый
уровень
СИЛЫ ГО
Службы ГО создаются для обеспечения и выполнения
гидрометеорологических, инженерно-технических,
медицинских и других мероприятий гражданской обороны
Гражданские формирования ГО создаются в организациях имеющие:
- потенциально опасные объекты;
- важное оборонное и экономическое значение/;
- подлежащие переводу на работу в условиях военного времени;
- по решению начальников гражданской обороны района (города)
Сеть наблюдения и лабораторного контроля создается для
наблюдения и лабораторного контроля за загрязнением (заражением)
окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, фуража и воды
радиоактивными, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми
веществами, биологическими, а также для контроля за возникновением
эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний
СРЕДСТВА ГО
Средства оповещения, связи и управления
Средства радиационной, химической,
биологической и медицинской защиты
Средства жизнеобеспечения населения
Аварийно-спасательная и другая техника
Служебные животные
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24.08.2009 N 1099 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СРЕДСТВ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И О ПОРЯДКЕ ОСНАЩЕНИЯ ИМИ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ
И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»
ОБЪЕКТЫ ГО
Защитные сооружения ГО
Пункты управления
Специализированные складские
помещения для хранения средств ГО
Санитарно-обмывочные пункты
Станции обеззараживания
одежды и транспорта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31.01.2008 N 134 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»
Подготовка
Подготовку к ведению гражданской обороны осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Введение гражданской обороны
В соответствии с законом ведение ГО на территории РБ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РБ военного положения на территории РБ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Права и обязанности граждан
проходить обучение по гражданской обороне;
принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне;
принимать участие в проведении мероприятий по гражданской обороне;
оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач гражданской обороны.
Перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2013 №1051 «Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны» с учетом возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь определены основные факторы, определяющие государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения:
‑ сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;
‑ изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;
‑ незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
‑ климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;
‑ тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
‑ износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;
‑ применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения
Немаловажным фактором возрастающей опасности остаются проведение террористических актов на фоне обострения обстановки в мире.
Комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и историко-культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, следует разрабатывать с учетом основополагающих программных документов Республики Беларусь :
Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 №575, Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 №3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года, решений Пятого Всебелорусского народного собрания, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Стратегии «Наука и технологии: 2018-2040».
Реализация этого комплекса мероприятий должна основываться на следующих принципах:
‑ законности;
‑ обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
‑ оперативности и соразмерности мер по нейтрализации поражающих факторов ЧС, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий;
‑ учете социально-экономического развития общества, военно-политической обстановки и стратегического пла-нирования;
‑ научной обоснованности;
‑ достаточности и финансово-экономической целесооб-разности проводимых мероприятий;
‑ заблаговременности выполнения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Эти принципы предполагают решение важнейших задач по совершенствованию (реконструкции) основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения ГО [3]:
‑ нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области ГО;
‑ системы управления ГО;
‑ системы связи и оповещения;
‑ системы обучения должных лиц и населения к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ГО;
‑ сил и средств ГО;
‑ системы обеспечения мероприятий ГО;
‑ способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Этапами развития ГО в Республике Беларусь в перспективе могут быть:
Очевидно, что роль гражданской обороны в современных условиях и в будущем остается значимой для национальной безопасности государства, так как она является составной частью оборонных мероприятий страны.
Главная стратегическая цель возможного дальнейшего развития гражданской обороны исходит из повышения ее роли в обществе, формировании социально значимой системы, эффективно выполняющей свои мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
101
112
Круглосуточные номера
МЧС